В начало
Бойцов А., Донченко А. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Актуальность обращения к темпоральным особенностям социально-экологического мышления определяется не столько узкотеоретическими интересами, сколько всем комплексом социальных потребностей, возникающих в различных сферах существования человека и человечества.
Со всей остротой встает проблема фактора времени в глобальных вопросах современности. Угроза тотального экологического кризиса придает особый драматизм проблемам смерти и бессмертия, цели и смысла жизни, ответственности за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации. Остро заявляет о себе внешнеполитический контекст социально-экологической темпоральное™, проявляющийся в необходимости осознания общей судьбы человечества, его общих путей в будущее, значимости приоритета общечеловеческих ценностей и идеалов в межличностном общении.
Темпоральный подход к анализу социально-экологических проблем как некая методологическая ориентация способен, на наш взгляд, сформировать новое экологическое мышление, дать новые варианты ответов на вечные вопросы.
Социально-экологическое мышление не сводится лишь к «биологически целесообразной» ориентации в объективном мире. Его целесообразность связана прежде всего с ценностным измерением сознания и культуры.
Темпоральность экологического мышления предельно субъективна, она есть именно « субъективный образ объективного мира». Субъективное время не является простым отражением, буквальным воспроизведением объективного течения времени, так как наполнено личностным смыслом и значением.
Существует тесная связь объективно-реального времени окружающего мира и собственного времени субъекта. Человеческая жизнь как часть мира и временность жизни свидетельствуют о существовании мира во времени. Человек осознает время и мир во времени с помощью органов чувств, которые сами порождены этим миром, являясь результатом приспособления живого организма к нему, а затем и средством познания его законов. Природа, наделив человека органами чувств, впервые прозрела (Гегель), ибо субъективное - это всего лишь взгляд природы на самое себя посредством ею же созданного человека. Субъективное вновь объективируется, переходит в изменение природы посредством материального и духовного производства общественного по своему характеру. Путем объективации своих эмоций, чувств мыслей в процессе труда человек придает им, а, следовательно, и себе статус внеличностного бытия. Следовательно, субъективное восприятие времени не является свойством абсолютно отдельного индивида, а представляет собой субъективность человеческого рода, истории, культуры, так как субъективное - это как бы взгляд общества на самое себя посредством сформированного им человека.
Отсюда напрашивается, возможно, парадоксальный, но вполне определенный вывод. Причиной локальных экологических кризисов, как и возможного тотального кризиса является не неразумная человеческая деятельность, а сама природно-социальная среда как некое системное целое. Локальные экологические кризисы - это симптомы болезни, причины которой нам пока неизвестны.
Время как некая общекосмическая сущность задает человеку и человечеству общее свое определение, навязывает им свою чуждую власть, свои раз и навсегда заданные длительности, последовательности и ритмы, которые все чаще демонстрируют тенденцию к конечности, или, проще говоря, к самоубийству.

Бойцов А., Донченко А. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 3-4.

Hosted by uCoz