В начало
Грошев Л. ЭКОЛОГИЯ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Поводом для обращения в рамках вопроса об экологии души в современном мире к литературно-философскому наследию Ф.М.Достоевского является как его собственная значимость в качестве мировоззренческой системы, характеризующейся ориентацией на проблемы существования личности, так и то огромное влияние, которое она оказала на всю последующую отечественную философию. Ориентация на личность, признание сложности её структуры и неоднозначности проявлений в мире, в сочетании с тем, что по отношению к творчеству Достоевского принято называть «психологизмом», уровень которого на тот момент развития отечественной и мировой литературы был необычайно высок, определяют собой степень разработанности представлений о. личности и законах её существования. Будучи представителем определённого поколения своей эпохи и являя в своём творчестве некоторого рода квинтэссенцию воззрений и идеалов этого поколения (которое в соответствующей литературе принято называть «поколением 40-х годов»), Достоевский предоставляет нам возможность в явной форме увидеть и осознать то, что через последующую литературу и философию досталось нам от того времени в наследство, став (хотя иногда и в скрытой форме) одним из составляющих моментов мировоззрения современности.
В своём понимании личности Достоевский исходит из отрицания доминирующей роли разума в её структуре. Живя в эпоху индустриализации, характеризующейся тенденцией к рациональности, он, обладая развитым религиозным сознанием, видел в примате рассудка причину того многообразия духовных проблем, которые раскрываются в его произведениях. Разум есть лишь часть личности; ему противопоставляется бессознательное, которое зачастую способно на решение таких встающих перед личностью проблем, которые для рассудка представляются неразрешимыми. Отсюда представляется возможным выделить два основных типа личности, при помощи которых представляются герои его произведений, характеризующиеся различной ориентацией.
Первый тип, отличительной чертой которого является доминирование рассудочной составляющей, есть по преимуществу продует современной Достоевскому эпохи индустриализации. Второй, мировидение которого базируется на преобладании нерациональной компоненты, опирающейся на духовность, представленную религиозностью, можно обозначить как наследующий частично (в разной мере, в зависимости от уровня развития личности и конкретики жизненной ситуации) мудрость, которая была атрибутом начальной стадии развития человеческой истории, того времени, которое Достоевский, вместе со всем «поколением 40-х» идентифицирует как «золотой век», упоминание о котором достаточно часто встречается на страницах его произведений.
Анализ этих двух основных типов личности позволяет определить отличительные черты каждого из них. Одним из основных критериев их различия выступает свойственное каждому типу осознание времени, со всеми вытекающими отсюда мировоззренческими и нравственными особенностями, обуславливающими поведение индивида и определяющими степень его реализованное™ как личности (соответствующей наполненности существования индивида «живой жизнью», понимаемой как полноту бытия).
Для первого, рационалистического типа характерно то восприятие времени, которое можно обозначить как линейное (т. е. время представляется бесконечным прямолинейным поступательным процессом), чему соответствует вполне определённое представление о себе и о целях своего существования. Нравственными следствиями подобного представления являются либо нигилизм (рассматриваемый Достоевским как крайняя форма рационализма), отрицание высших ценностей и эгоизм, либо уход из жизни, которая в виду полной бессмысленности сменяющих друг друга поколений лишается всякой ценности. Разумеется, подобные мировоззренческие установки делают невозможным творческое раскрытие, самореализацию личности, что только и способно сделать существование её осмысленным.
Второй тип, религиозный, склонен к восприятию времени как процесса, имеющего вполне конкретные цели, суть которых известна (в случае с Достоевским это достижение рая на земле, «Золотого века»). При подобном подходе, являющимся одним из вариантов осознания времени как цикла, непосредственное существование личности приобретает значимость, обеспечивающую такое отношение к каждой минуте собственной жизни, которое характеризуется ответственностью (как за весь мировой исторический процесс, так и за себя, как за действенную его часть). Осознание себя как элемента процесса, реализация которого зависит от реализации этого элемента, позволяет оценить некоторые аспекты собственного существования, тупиковые и бессмысленные с точки зрения рассудочного подхода. При этом присутствие в структуре личности идеала (представляющегося уже реализованным) позволяет ей в некоторые моменты частично вырываться из линейной механичности внешнего времени и переносить осознание в идеальные, но реально существующие для личности сферы, соприкасаться с вневременным, что и является условием возможности самореализации.

Грошев Л. ЭКОЛОГИЯ ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 25-27.

Hosted by uCoz