В начало
Канышева О. ДУША КАК АРХЕТИП ТЕРПЕНИЯ

Душа настолько же конкретна, насколько же она и всеобща. Она непознанна и остается объектом пристального внимания психологов, философов, искусствоведов и т. д. А, с другой стороны, нет ничего конкретнее ее. Часто слышим в разговорах: «У этого человека добрая душа». Чаще ее изучают мистики, а философы - ударяются в мистику. И те, и другие представляют ее в виде черной дыры, где есть все и ничего. К душе набожно относятся артисты, ведь она чувственна, утонченна, капризна, восприимчива, проницательна, подвижна, она - форма за формой, сюжет за сюжетом, одним словом, сплошные знаки. Душа может все и в то же время не может ничего. Она любит, но в любви ее никто не нуждается, кроме нее самой. Она молчалива, но молчание ее красноречиво. Она зачастую бездействует, но это оказывает более сильное действие и впечатление, чем поступок. Она божественна, демонична, эротична и т. д. и т. п.
Одним словом, душа это та сфера, которая охватывает индивидуальное, персональное, или личностное переживание и понимание действительности. Глубинное чувствование и трансцендирование одновременно, позволяет ей выходить за пределы той телесности (или того тела), которая, в свою очередь, является ее домом. Возвращение домой необходимо для того, чтобы душа обрела плоть или, иными словами, воплотилась в образ, благодаря которому она становится видимой и узнаваемой. Душа это знак духовной целостности человека и тех духовных ценностей, носительницей которых она является. Главная задача души есть сохранение себя, удержание от соблазнов, идущих, как со стороны «низа», так и со стороны «верха».
Эманацией души миру является свет или любовь, которые одинаково несут тепло: как духовное, так и чувственное одновременно. Лад, гармония в душе ума, воли и чувства фиксируется во-вне умиротворенностью, свободой и актуальностью тела.
Тотальное терпение, которое испытывает душ, сопряжено с вечным преобразованием хаоса страстей чувств, с удержанием себя от гибели по причине аффективного действия с себе подобными и с мужеством вечного возвращения в свой родной дом после длительных странствий трансцендирования. Любовь души к себе есть вечное удержание человеческой формы. И в то же время онтология души сопряжена со знанием единства всего живого во вселенной и вытекающего из этого равенства всего со всем, «душа есть рефлектированная в себя тотальность этого для-себя-бытия, есть ощущение той целостности субстанциальности, которой она является в себе, своем внутреннем, - она есть чувственная душа» (Гегель Г.В. Ф. Собр. соч. В 3-х т. Т.З. М., 1977. С. 126.) учитывая конечность человеческого существования появляется этическая сторона отношений, где душа испытывает стыд, жалость, понимание по отношению к Другому и приятию его границ физического существования. Социальный же аспект предполагает подчинение гражданским законам, как если бы они были написаны ею, или душевным миром, что предполагает активность активность терпения.
Оглянувшись вокруг, когда мы выходим из метафизического транса, мы наталкиваемся на бездушность, как неразвитость чувственных переживаний, что в свою очередь, ведет к бездуховности - вырождению человека в объект, животное, механизм. Не зря существует такое высказывание: «То, что не пережито, то не понято». И как дополнение к нему - другое: «Разум воспламеняет, но сам остается холодным». «Размышление, любовь или отвращение - это состояние не ума, а того существа, которое им обладает, поскольку оно им обладает. Вот почему, когда это существо повреждается, оно и не помнит и не любит; ведь память и любовь относились не к уму, а к связи [души и тела], которая исчезла (Аристотель. Соч. в 4-х тт. T.I. M., 1976. С.386.).
Те методы, которыми пользуются большинство философов - ущербны и безжизненны в силу их специфичности и ведут к философской шизофрении. Философы впадают в метафизический транс и часто, не выходя из него, творят и свою жизнь - философскую и безжизненную. Поэтому, когда на вопрос: «Что является вашей методологией?», я отвечаю: «Сама жизнь», тем самым я вбираю в себя все существующие методы, если не еще больше. Возможно, это и будет «новизной» любой работы, т. к. то бесконечное количество имен и фамилий, которые перечисляются в методологической основе диссертаций, приводят к плюрализму позиции и смерти творческой жилы самого автора.
Актуальность любой научной работы заключается в том, насколько научное исследование помогает жить и творить жизнь, а не хоронить и обворовывать ее. Потому что жизнь это главное искусство. Искусство же философии - создать искусство жизни на бумаге. Наступило время преобразования философствования, т. к. на современном рынке философия глупа и непрактично, и даже бесстыдно нагла и самоуверенна. Не зря В.Розанов в работе «Опавшие листья» говорит о проституировании мысли в общественных сферах, т. е., говоря иными словами, об отсутствии души, как главного метода исследования. «Жизнь Бога и божественное познание, т. о., можно, конечно, провозгласить некоторой игрой любви с самой собой; однако эта идея опускается до назидательности и даже до пошлости, если при этом недостает серьезности, страдания, терпения и работы негативного». (Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С.9.).

Канышева О. ДУША КАК АРХЕТИП ТЕРПЕНИЯ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 40-42.

Hosted by uCoz