В начало
Косарева А. ФАНТАСТИКА В АСПЕКТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

В научных исследованиях традиционно рассматриваются прогностические и экспериментаторские функции фантастического искусства. Ведь фантастика, в отличие от реалистического искусства, может представить перспективное развитие социальных, технологических, экологических проблем. Вспомним слова Аристотеля в отношении к поэзии о том, что она показывает то, что может быть в силу возможности или вероятности. Особо значимо данное положение в отношении фантастики, преимущественно научной фантастики, которая рассматривает возможности и вероятности будущего развития цивилизации и культуры исходя из современной ситуации, выявляя тенденции и направления ее развития. Картины ближайшего или отдаленного будущего, показанные фантастическим искусством, являют собой образы полного или частичного разрушения современной естественной экологической системы. Конечно,венной экологической системы. Конечно, как правило, экологические проблемы не являются центральными в художественных произведениях, но, тем не менее, вопросы экологии достаточно часто оказываются актуальными.
В фантастических произведениях реализуется боязнь человека потерять привычную экологическую нишу, ставится под вопрос сама возможность существования человечества. Среди наиболее ужасающих образов будущего встречаются:
- мир после ядерной катастрофы, люди живут глубоко под землей или стали мутантами;
- почти погибшая планета, на которой властвует компьютерный разум;
- погибающая планета, жители которой вынуждены покидать ее в поисках подходящей для жизни планеты, или ищут чистые экологические источники в других временах и измерениях...
Итак, есть три основных экологических апокалиптических мотива. Во-первых, ядерная катастрофа и ее радиоактивные последствия. Во-вторых, торжество компьютерного разума, окончательно истощившего природные ресурсы. И, наконец, в третьих, постепенное и «целенаправленное» низведение к нулю всех экологических показателей самим человеком.
Достаточно часто встречается ситуация пост ядерного мира. Ее мы видим в романе Ю. Буркина «Цветы на нашем пепле», где описывается земля, населенная человекообразными бабочками-мутантами; в повести Р. Желязны «Долина смерти»; в первой части «Калифорнийской трилогии» К.С.Робинсона («Дикий берег»); в романе Х.Эллисона «Мальчик и его собака» ...
Встречается и ироническое отношение к страху ядерной катастрофы: так, в комедийном кинофильме 1983 года «Секс-миссия, или Новые амазонки» польского режиссера Ю.Махульского представлена утрированная ситуация матриархата, возникшая в катакомбах, где укрылись люди после ядерных взрывов. Десятилетия, проведенные под землей и ужас перед радиацией являются гарантом неизменности сложившейся ситуации, в то время как на поверхности земли последствия ядерных взрывов уже исчерпали себя и природа самовосстановилась.
Проблема компьютерного разума и экологической гибели планеты поднимается в произведениях «киберпанка». Приведем здесь пример из кинематографа - «Матрицу» режиссеров Э. и Л. Вачовски. Экологический кошмар (погибшая экология и человечество как источник энергии для машин) оказывается фоном, на котором разворачивается виртуальная война лк>дей и компьютерной системы.
Наконец, постепенное истощение экологических ресурсов мы можем наблюдать в произведениях третьего типа. Так, безвыходная экологическая ситуация на Земле заставляет человечество искать в космосе планеты, подходящие для жизни (освоение Марса в кинофильме «Красная планета»). В рассказе Шекли «Три смерти Бена Бакстера» также описывается ситуация экологического кризиса: здесь в будущем «леса будут истреблены задолго до того, как правительства осознают, что отсюда воспоследует. А потом наступит Великая засуха ...03 года, которой не смогут противостоять еще сохранившиеся в мире скудные лесные зоны. И, наконец, придет наше время, когда в связи с истреблением деревьев естественный цикл углерод — углекислый газ - кислород нарушен, когда все окислительные процессы прекратились и нам остаются только кислородные подушки как единственное средство сохранения жизни». Люди, редко обращавшие внимание на воздух, которым дышат, понимают его ценность и жизненную необходимость тогда, когда теряют возможность дышать. В своем рассказе Шекли показывает высокотехнологическое будущее, залогом существования которого явилось разрушение экологической системы.
Все вышесказанное позволяет нам говорить о том, что экологическая проблематика оказывается востребованной в научно-фантастических произведениях. А наш страх перед апокалипсисом оказывается оправданным, так как в мире уже не раз происходили катастрофы и испытывалось ядерное и химическое оружие. Фантастика же конструирует в своих произведениях модели того «непотребного» будущего, которое может наступить, если не думать о будущем сегодня.

Косарева А. ФАНТАСТИКА В АСПЕКТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 42-44.

Hosted by uCoz