В начало
Левина Л. ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ ИЛИ ПОТЕРЬ?

Первостепенная важность проблемы спасения человека и человечества неоспорима. Если в XIX начале XX века (от Герцена до Шпенглера) можно было обсуждать проблему "реальности" или "абстрактности" человечества, то современные глобальные экологические проблемы заставляют признать не только реальность существования человечества, но и реальную возможность его самоуничтожения. Проблема поиска путей выхода из смертельного тупика сложна. Сложность связана с определением понимания сути человека. Иначе, что спасать, спасая человека? Физиологическую сущность? Это, видимо, наименее сложно. Успехи науки генной инженерии дают основание верить в то, что человек может быть не только спасен, но и усовершенствован. Хотя человек на этом пути все более уподобляется биороботу. Это путь тех приобретений, которые парадоксальным образом ведут к потере, уничтожению человека в человеке. Это гибельный путь самоуничтожения.
Человек - это "полисное животное" утверждал еще Аристотель. Спасти человека, как социальное существо, это значит, прежде всего, спасти ту систему, в которой он обитает и определяется как это социальное существо, т.е. спасти ту цивилизационную систему, которая привела к рождению экологических проблем, обернулась смертельным тупиком для человечества. Человек превратился на этом пути в средство, функцию, винтик огромной Мегамашины, КПД которой парадоксальным образом увеличивается при замене человеческого фактора неживым механизмом. Система стремится к абсурдному состоянию: "существование системы ради системы". Это тоже гибельный путь самоуничтожения человека через спасения той среды, которая, как нам представлялось, только и дает жизнь человеку.
Далее, осознав с помощью глубоких умов современности, что "цивилизация" противопоставляется "культуре" и, перенеся человека из лона "цивилизации" в лоно "культуры", мы, наконец понимает, что же надо спасать: "духовный мир" и "душу человека". Но, определившись с целью, мы попадаем в поле новых противоречий связанных с определением сути понятий. Современная цивилизационная культура атеистична. Под "внутреннем духовным миром", "душой" обычно понимают не что-то Божественное, вечное, а сумму определенных психо-эмоциональных комплексов, на которые можно очень эффективно воздействовать. Эта восприимчивость к воздействию порождает надежду на возможность "исправить духовный мир", "спасти душу" человека. Но даже можное воздействие классического "золотого" века русской культуры не спасло Россию и русского человека, а, по мнению некоторых философов даже спровоцировало кошмары коммунизма. Дело в том, что все ценностные установки современной цивилизации (при любом типе политического правления) имеют внешний, относительный характер. Современная цивилизация не имеет абсолютных величин.
Все ее якобы "абсолютные" ценности, как блестящий чарующий узор в калейдоскопе в один миг превращаются в груду блеклых стекляшек относительных интересов и проблем. Все ценности замыкаются на человеке, обретающим неизбежно определенные черты конкретного человека. Планка низкая и меняющая с изменением кумира. Это гуманистические ценности самоутверждающегося в гордыне Безбожья человека. Но, как замечательно показал Н.Бердяев (Смысл истории. М., 1990г.), гуманизм в своем Развитии (или деградации) приходит к самоотрицанию, антигуманизму, от Ценностей человеческого самоутверждения к ценностям саморазрушения. Человек уверовал в свое божественное могущество, но потерял веру в вечность своей души. Попытка спасти "духовность бездушного" человека обречена напровал.
Понятия "Дух", "Душа", Спасение" обессмысливаются современной атеистической цивилизацией. Спасти, дать бессмертие может лишь То, что само Вечно, Абсолютно. Абсолютные ценности жизни и Спасения обретаются в Боге. Только через Бога можно познать абсолютный смысл жизни, смерти, бессмертия, добра, зла, красоты и любви. Это единственный путь, не ведущий в тупик и дающий обретение не только истинной свободы, но и Спасения.
Хотя эти понятия "Дух", "Душа", Спасение" носят чисто христианский характер, но сейчас они эксплуатируются всеми от атеистов до представителей различных восточных конфессий и сект. И все предлагают свои рецепты. Как ни парадоксально, но учения многочисленных восточных гуру, не только не противоречат, но подтверждают ценностные установки современной цивилизации. Современный человек с гордостью узнает от них, что " Бог - это человек". Их доктрина спасения заключается в том, что "человек должен стать Божественным через осуществление Божественного". "Кто же может придти на помощь Бесконечному?"- взывает очередной гуру и завершает: "Даже рука протянутая тебе из тьмы должна быть твоею собственной рукою" (С.Роуз. Православие и "религии будущего". Алма-Ата, 1991.). Ослепленный гордыней современный человек забывает, что вытащить себя из болота за волосы смог только один человек, да и тот Мюнхгаузен.
Идея Спасения, предлагаемая православием очень сложна. Это - путь покаяния, смирения, путь постоянной борьбы с искушениями, осознание собственного бессилия и бесславия. Но это единственный путь "Стяжения Духа Святаго и Спасения". Современному человеку, воспитанному в гордыне самоутверждения не понятно и почти не доступно подобное самоотречение.
Из всего веера предлагаемых путей спасения человек должен выбрать свой путь, обретая Спасение или очередные потери. Выбор - это его свобода. Но дорога к Храму одна.


Левина Л. ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ ИЛИ ПОТЕРЬ? // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 46-48.

Hosted by uCoz