В начало
Выжлецов Г. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Экология в ее собственном значении есть теория взаимодействия живых организмов между собой и средой их обитания. Человек в своем бытии давно и далеко уже вышел за органические пределы и живет не просто в «природе и обществе», а, прежде всего, в созданной им самим искусственной социотехногенной среде, которая все больше выходит из-под его контроля, оказывая разрушительное воздействие и на природу самого человека. На этом основании все настойчивее предлагается заменить традиционную дилемму «общество-природа» на «искусственное-естественное», относя к искусственному всю человеческую культуру и возвращаясь, тем самым, на новом уровне к известной еще с античных времен оппозиции «культура-натура». Но при этом неизбежно возникают сакраментальные вопросы: так ли уж естественна «очеловеченная «природа, если человек может жить только в ней, с одной стороны, и с другой, - насколько искусственна культура как «вторая» природа, ибо вне культуры нет и человека? Иными словами все вновь упирается в извечный вопрос о том, что есть человек и что, соответственно, представляет собой культура как свойственная только человеку сфера его бытия?
Для ответа на эти вопросы нужно выйти за рамки понимания человека как единства естественного и искусственного, биологического и социального, чем обычно ограничивается экологическая проблематика. Ибо собственная природа человека включает в себя единство тела, души и духа, выходя тем самым в сферу трансцендентного. Человек, говоря словами М. Шелера, есть место встречи бытия с Богом, но он не просто посредник между двумя мирами: тварным и божественным, земным и трансцендентным, бренным и вечным, он существует в обоих этих мирах одновременно. Будучи телесно пленником Земли, духовно человек принадлежит всей Вселенной, точнее, бесконечной вселенской жизни с порожденным и постоянно порождаемым ею неисчерпаемым духовно-энергетическим потенциалом, называемом кратко Дух. В этом смысле в человеке соединены три сокровенные тайны бытия: Жизнь-Сознание (свержизнь) - Дух (сверхжизнь). Отсюда, по словам Н.А.Бердяева, органическое единство и нуменальное значение триады XX века: Дух-Свобода-Личность, ибо по его мнению в жизни духа и заключена сущность нашей эпохи. Проблемы духа и духовности, которые были в философии изначально, теперь вышли на первый план, и русские философы рубежа XIX-XX веков, увидев подлинные начала человеческого бытия не в познающем или морализирующем разуме, а в божественной духовности, показали, что преобразующий человека прорыв этой духовности в социум реализуется в виде общечеловеческих и духовных ценностей. В этом смысле ценность есть истина духа. Ценности поэтому определяют смысл и содержание нашего бытия, например, вера как «смысл жизни» (Л.Н.Толстой) или совесть как «окончательное решение всех нравственных вопросов» (В.С.Соловьев), становясь ядром и содержательной основой человеческой жизни и культуры.
Современная философия культуры объединила в своем проблемном поле три смыслообразующих начала человеческого бытия: трансцендентное, объективное и субъективное, осуществив философский синтез духовного, природного и человеческого. Поэтому человек является одновременно и субъектом, и объектом культуры, ее творцом и творением, а культура, в свою очередь, выражает и сохраняет его духовную сущность. Культура сегодня и есть сущностная основа собственно человеческого образа жизни, сфера свободы и достоинства человека как личности.
Разрастающийся глобальный кризис грозит гибелью не отдельным странам, народам и сословиям как прежде, а всей земной цивилизации в целом именно потому, что он является не просто социоприродным, а касается уже и духовно-ценностных, сущностных основ бытия человека. Он означает, как заметил Н.А.Бердяев, конец гуманизма и разложение самого человеческого образа. Трагизм ситуации заключается в том, что никакого экономического и геополитического могущества здесь недостаточно, ибо сами по себе они могут лишь усугубить положение. Все достижения цивилизации, ее материально-технический базис могут сыграть и духовно-созидающую роль, а не только разрушительную, но лишь в том случае, если послужат объединению экологии человека с экологией природы и экологией культуры в единой планетарной культуре человечества, - единственном средстве преодоления тотального отчуждения человека от собственной природы. Сегодня это еще зависит от самих людей, завтра может быть ПОЗДНО.

Выжлецов Г. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 4-6.

Hosted by uCoz