В начало
Прокофьев Е., Прокофьева Н. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ, КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Человеческие ценности в процессе преобразования природной среды постоянно имеют тенденцию к изменению. Но само положение в экологическом пространстве изменяется только тогда, когда новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. когда появляются соответствующая идеология и культура.
Сложнейшие проблемы современного мира, в том числе и экологические, ставят с особой актуальностью вопрос об интеллектуальных и гуманистических качествах личности, формирование которой должно происходить под влиянием как национальной, так и мировой культуры. Такое органическое единство позволит отойти от односторонности во взаимоотношениях человека не только с социальным, но и с природным миром.
Основой как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека и природы. На смену прежней, да и современной идеологии, ориентированной, как правило, на развитие экономики, должна прийти экологическая идеология, в центре которой будет находиться человек с новыми гуманистическими ценностями, направленными на более тесное единство человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания.
Важнейшим признаком экологического гуманизма, экологической культуры является отход от антропоцентризма и переход к новой экологической идеологии, в основе которой должен быть биосфероцентризм, т.е. первенство в решении общезначимых проблем должно быть не за социально-экономическим фактором, а природным.
Главным направление экологического гуманизма является забота о природных условиях существования будущих поколений. Реализация этого направления в немалой степени будет зависеть от дальнейшего развития экологического гуманизма, усвоение его принципов в сознании широких масс людей. И по мере дальнейшего своего развития экологический гуманизм все больше будет превращаться в экологическую идеологию, на основе которой и будет создаваться экологическая культура.
Особенностью экологической идеологии является ее нравственность, гуманистический характер, т.к. она преодолевает не только классовые, национальные и религиозные разногласия, но и свойственны]! всем существующим идеологиям антропоцентризм, ориентируясь как на общечеловеческие, так и на «общежизненные ценности», которые едины для человека и природы (Горелов А. А. Экология: Уч. пособие. М., 1998).
Как и любая идеология, экологическая идеология опирается на общие источники и составные части. Одной из таких основ является философия экзистенциализма в лице Хайдеггера, которая пришла в XX веке к пониманию значения природной среды для существования и развития человечества. Одним из основоположников и представителей экологической идеологии является А. Швейцер с его концепцией «благоговения перед жизнью».
Из отечественных мыслителей можно назвать Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева и В.И.Вернадского. Цель развития, по Толстому, «уничтожить борьбу и вмести единение, где был раздор. Сначала между людьми, потом между людьми и животными, потом между животными и растениями» (Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Т.63. С.440).
Новые методы познания мира, такие, как системный подход показывают, важность ценностного видения мира, в котором все оказывается взаимосвязанным и необходимым для функционирования Универсума. Системное видение мира, привело к формированию таких концепций, как синергетика и учение о биосфере Вернадского, которое является естественно-научной основой экологического движения. В практическом плане реализация принципов экологического гуманизма может быть основана на синтезе западной, восточной и русской мысли. Запад может внести свою лепту в решение экологических проблем в научно-техническом плане, Индия - этику о ненасилии, основателем которой был Ганди, а Россия - традиционное терпение и дар самопожертвования.
В более широком плане принципами экологического гуманизма являются: гармония человека с природой, равноценность всего живого, ненасилие, самоограничение в место потребительства, необходимость нравственного самосовершенствования, «золотое правило экологии», в сохранение разнообразия природы, человека культуры и т. п.
Осознание широкими слоями населения важности экологических потребностей и популяризации экологических знаний обусловили появление массовых экологических движений, в программах которых дается ответ на основные запросы народа. Экологическая идеология «зеленых» партий более широко подходит к основным проблемам человеческого существования, акцентируя внимание на то, что мир и согласие человека с природой не возможен без согласия в обществе.
Таким образом, если экологическая идеология рассматривает развитие общества с точки зрения единства человека с природой, а затем отсутствие этой гармонии, то на современном уровне человечество должно осознать необходимость создания экологического общества, фундаментом которого должен быть экологический гуманизм.

Прокофьев Е., Прокофьева Н. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ, КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 53-55.

Hosted by uCoz