В начало
Родный А. УХОД ИЗ НАУКИ: ТРАГЕДИЯ И МЕХАНИЗМЫ

Пожалуй, самые драматические страницы истории науки, могут быть посвящены уходу ученых из науки. Уже ставшая крылатой ироническая фраза о том, что гибель тысячи людей — это статистика, а смерть одного человека это трагедия, вполне может быть интерпретирована и для науки, когда ее ряды покидают массы ученых, мы осмысливаем это явление довольно философично и спокойно анализируем его причины. Но когда мы обращаемся к биографии конкретного ученого, оставившего науку, мы невольно начинаем ощущать человеческую драму этого события.
Трагедии в науке были на всем протяжении ее истории. Смерть Сократа, тюремное заключение Ф.Бэкона, одиночество Ф.Ницше, самоубийство П.Эренфеста, духовный кризис и отход от активной научной деятельности Д.И.Менделеева, преследования и репрессии Н.И.Вавилова... Судьба каждого отдельного ученого несет отпечаток не только времени в котором он живет, и личностных особенностей его характера, но и социально-когнитивного организма науки, который во многом определяется его внутренней логикой развития.
Находясь в науке сегодняшней России, довольно трудно эмоционально сочувствовать личным трагедиям отдельных ученых прошлого. Нам как-то понятнее и ближе массовые катаклизмы: потеря рабочих мест в науке, вызванная экономическим кризисом стран Европы и Северной Америки конца 20-х - начала 30-х годов XX в.; послереволюционная разруха науки в СССР; сталинские репрессии против интеллигенции; преследование ученых по расовому признаку в фашистской Германии; «охота на ведьм» во
времена маккартизма в США; китайская «культурная революция» 70-х годов.
Однако перед конкретными учеными, ушедшими из науки, по-видимому, вставал вопрос о целесообразности их пребывания в ней. Творческие кризисы, накладывающиеся на разрывы социальных связей в научном сообществе и проблемы бытового, мировоззренческого и психологического порядка приводят к тому, что ученые на каком-то этапе ощущают свое одиночество, бесполезность дальнейших исследований и желание выйти из привычной жизненной колеи.
Уход из науки не всегда происходит явственно и сразу и сопряжен с драматизмом в жизни ученого. Существуют определенные компенсаторные механизмы трансформации научного труда, например, в научно-административный, научно-практический или научно-педагогический. Причем возрастание административных функций, которые берет на себя ученый в рамках научного сообщества нередко заканчивается деятельностью за его пределами, в государственных и политических структурах власти. Также и естественное желание практического осуществления своих идей и методов может заканчиваться тем, что ученый на определенной стадии внедренческой деятельности становится разработчиком и менеджером.
Сложнее дело происходит с научно-педагогической деятельностью, которую ученый осуществляет почти с самого начала своей карьеры, если он находится в вузовской науке. Здесь наиболее типичным уходом от исследовательской работы является замена ее сознательно или бессознательно преподавательской и административной работой. Но бывает и наоборот, когда человек старается освободиться от педагогической нагрузки в пользу исследовательской работы в рамках высшего учебного заведения. Если при этом возникает конфликтная ситуация , то нередки случаи ухода человека из науки вообще, если ему не удается преодолеть институциональные барьеры.


Родный А. УХОД ИЗ НАУКИ: ТРАГЕДИЯ И МЕХАНИЗМЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 55-56.

Hosted by uCoz