В начало
Рукавичников А. «СПАСЕНИЕ ДУШИ» В АНТРОПОЛОГИИ К.ЮНГА

В 1957 году в одном из своих эссе Юнг писал, что пренебрежительное отношение к бессознательному не только неразумно и легкомысленно, но и «психологически негигиенично» (Юнг К. Г. Нераскрытая самость // Юнг К. Г. Избранное. Минск, 1998. С. 121.). Справедливость этого утверждения, как можно себе представить, выходит далеко за пределы приемной психотерапевта и может быть интегрировано в более широкий контекст проявлений культуры. Речь идет о том, что игнорирование влияний бессознательного в условиях, когда современное пространство культуры всё менее и менее оказывается способным ассимилировать его манифестации, угрожает явлением, известным в примитивных племенах под названием потери души. Современный человек может быть охарактеризован как преодолевший мистическую сопричастность природе, погрязший в безличных проекциях, находящийся в плену концептуального мира, создаваемого обусловленным интеллектом, утративший всякую связь с объективной душой, раздираемый моральными противоречиями, дезориентированный в отношении ценностей жизни, страдающий ассимболией и психологической раздробленностью индивид.
В таком, поистине незавидном положении, в каком оказалось современное сознание, путь индивидуации, намечаемый Юнгом в качестве движения к пространству индивидуальных символических образований, способен предстать как возможность оздоровления души посредством восстановления связи с инстинктивными корнями деятельности сознания. Это оказывается возможным благодаря выведению индивидуации из чисто клинической практики и присоединению её к более широкой культуре духовных практик, духовного опыта за пределами приемной.
Здесь, помимо клинических, индивидуация приобретает ряд иных квалификаций. Во-первых, она выступает как моральная проблема. Её сущность составляет конфликт, решение которого никогда не может быть найдено с опорой на прецедент или предписание. Противоборство моральных оппозиций можно преодолеть только способом, неподконтрольным сознательному произволу, т.е. в виде вмешательства некоего высшего авторитета, выступающего как своего рода реализация божественного замысла, что связано с релятивизацией понятий добра и зла и с необходимостью научиться правильно обращаться с импульсами, идущими из бессознательного. Для осуществления личности совершенно необходимо, чтобы человек, в соответствии с осознанным- моральным решением, выбрал собственный путь, который должен представляться наилучшим; именно способность действовать согласно собственному внутреннему закону открывает для человека возможность творческого преображения себя.
Во-вторых, индивидуация предстает как ценностная проблема. Безотносительно к возможности подразделения ценностей на уровни, понятие Ценности относится к содержаниям психического характера и означает меру интенсивности «эмоционально-чувственного тона», присущего переживанию этих содержаний. Сущность проблемы состоит в интеграции наиболее ценных содержаний бессознательного, поскольку они находятся в обратном соотношении с ценностями сознания: что наиболее интенсивно переживается сознанием, обладает наименьшей ценностью в бессознательном и наоборот. Благодаря этой двойственности возможна своеобразная инверсия, «переоценка ценностей», в результате которой то, что находилось дальше всего от сознания, приобретает наибольшую ценность.
В-третьих, индивидуация квалифицируется как обретение первоопы-та. Это связано с недостаточностью чисто интеллектуального постижения значения единства и целостности как центральных явлений духовного процесса. Понятийное освоение реального душевного процесса с необходимостью должно быть дополнено ценностным измерением, раскрывающим вовлеченность субъекта в данный процесс и значимость процесса для его сознательной жизни. Кроме того, обретение первоопыта - это настоятельная потребность современного сознания, не желающего удовлетворяться «только верою» и стремящегося к знанию и пониманию.
Четвертая квалификация индивидуации - выведение человеком себя из концептуального мира, в котором реальность вытесняется деятельностью сознания и где подлинная сущность человека подменяется выдуманной концепцией. Причина этого - в развитии человеческого разума и его способности к обучению. Но речь не идет о том, чтобы повернуть это развитие вспять, или, по крайней мере, как-то его приостановить. Речь о другом, о том, что разум безосновательно присваивает статус единственного арбитра истины и ценности. Это должно быть изменено.
И последняя квалификация индивидуации - самопознание. Она неразрывно связана со всеми предшествующими. Процесс индивидуации может осуществляться не иначе как через самопознание. В то же время, как нетрудно заметить, самопознание - малопопулярное со времен Сократа явление. Не в последнюю очередь это связано с тем, что для большинства людей оно ничего не проясняет относительно своей цели и представляется, поэтому, крайне идеалистичным и непрактичным занятием. Кроме того, неприятная действительность, связанная со столкновением с психологической тенью, не прибавляет энтузиазма в самопознании.
Тем не менее, в современных условиях самопознание - это не только и не столько потребность, сколько настоятельное требование духа времени, когда недооценка психического фактора не может оставаться без трагических последствий в общекультурном и общецивилизационном масштабе.


Рукавичников А. «СПАСЕНИЕ ДУШИ» В АНТРОПОЛОГИИ К.ЮНГА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 56-59.

Hosted by uCoz