В начало
Рябов А. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО

Преображение в философско-религиозном смысле можно определить самоизменение, преобразование себя и своей жизни (внутренней и внешней) каждым человеком, в свете христианской веры. Отсюда следует, что задача, стоящая перед человеком, является поиск «подлинного ядра событий» и пути ведущего к спасению. В преображении человека можно выделить два аспекта: во-первых, это личное участие человека в преображении своей жизни, а во-вторых, это помощь Бога в личном преображении человеком своей жизни.
Это совместное действие Бога и человека определяется, как синергизм (от греч. synergeia - содействие, соучастие). Возникают два вопроса: что делает человек, чтобы преобразить свою жизнь и спастись, и второй вопрос, что Бог сделал, чтобы спасти человека?
Образ человека в произведениях св. Тихона Задонского рассмотрен в библейской традиции. На основе христианских догматов о творении, грехопадении, искуплении, воскрешении и спасении человек является «образом» и «подобием» Бога. Данное богоуподобление есть результат преодоления инаковости души и тела, противоположности «внутреннего» и «внешнего» человека. Апостольское и оригеновское тройственное понимание «состава» человека (тело, душа, дух) задаёт ориентир самоизменения (преображения). Тихон Задонский рассматривает дух не как отдельную часть внутренней «структуры» человека, а как состояние его внутренней жизни. «Отсюда преображение и обожение уподобляются Тихоном Задонским восхождению от «плотского» - к «душевному» и «духовному человеку», как трём состояниям внутренней жизни человека» (Есюков А.Н. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки: Монография. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та. 1998. С. 142.).
Вся жизнь и поведение «плотского человека» полностью определяется всевозможными греховными страстями и соблазнами, среди них корысть, своеволие, леность, гордыня, глухость к голосу своей совести и др. Уже в ранних своих произведениях («Слова...», «Плоть и дух») св. Тихон Задонский пишет о том, что у «плотского человеке» преобладает стремление к личной выгоде, наживе, а также господству над другими людьми; он повинуется лишь плоти, хочет «пиянствовать, веселиться»; «всякий грех за
ничтожество ставит», и во всём «воли своей последовать»; такой человек держится за временное и не воспринимает вечное, и разум свой использует для своего обогащения и разорения ближнего своего. На этой низшей ступени развития, пишет Воронежский епископ, может находиться любой человек, независимо от своего социального статуса. Православный мыслитель проницательно замечает, что многие «над людьми господствуют и царствуют: но сами раби суть греха и пленники страстей своих» (Творение иже во святыхъ отца нашего Тихона Задонского. Издание пятое. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. Т.1-5. (репринт- 1994). Т. 4. С. 96). Такой человек, согласно Тихону, понимает свободу как «своеволие» и «самство», стремиться господствовать над другими людьми, готов использовать их как средство, иметь «за подножие». Плотский человек также «злобен», «непримирителен» и «обществу вредителей». Как видим, главной чертой образа человека на низшей ступени развития является бездуховность - отторгнутость от всего духовно-нравственного и прекрасного.
«Душевный человек» находится на более высокой ступени лестницы, ведущей в «небесное отечество». Он, по мнению св. Тихона Задонского, уже не способен относиться к другому человеку только как к средству и стремиться сделать принципом своего поведения максиму христианской любви к ближнему: «Не делай ему, чего себе не хочешь, и делай, чего себе хочешь» (Т. 4. С. 196.). Только на этой ступени моральной рефлексии и нравственного самосознания человек начинает обретать «внутреннюю свободу», но здесь ещё он «улавливается миром», «у мира на подножии лежит», то есть у человека преобладает внешняя мотивация поведения. Такого человека Тихон называет «миролюбцем». Он может делать добро: даёт милостыню, в церковь ходит, постится, храмы строит, но ради того, «чтобы явиться перед людьми», «ради прославления имени своего».
«Духовный человек» приближается к высшей ступени нравственного развития - «святости», никогда не достигая её актуально. На этом пути, пишет Тихон, надо быть терпеливым, милостивым, милосердным «не ради инаго чего, но ради того только единаго, что Любимый (Бог) его таков есть» (Т. 2. С. 256). Все дела такого приближающегося к идеалу - «святого» человека Богу угодны будут. На этой предельной ступени самосовершенствования человек будет «Бога внутрь себе живущаго иметь» (Т. 4, с. 132), причём Бог усматривается не разумом, а интуицией. Здесь возникает «живая вера». Человек через себя и в себе открывает иное неотмирное бытие. Путь в этот мир оборачивается опытом бесконечного вхождения человека в свою собственную глубину. Кристаллизацией такого опыта выступает образ-символ «живого Бога». Не случайно Тихон взывает: «Ты предложи во уме своём Бога пред собою, и веруй и помни, что... Бог тебе присутствует; и смотри на Него умным оком всегда» (Т. 4. С. 113).
Святость и обожение понимаются в христианской философии Тихона не просто как метафорические выражения крайнего предела желаемого морального очищения и совершенствования, но прежде всего, означают реальное духовное преображение всего психофизического состава человека. Поэтому в работах епископа Воронежского речь идёт не столько о моральном совершенствовании, сколько утверждается возможность «апокатаста-зиса» — реального восстановления утраченного человеком образа Божия.

Рябов А. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 59-61.

Hosted by uCoz