В начало
Сорокин А., Елистратова И. ГАРМОНИЯ ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА

Под духом (или духовной жизнью) определенного человеческого сообщества можно понимать совокупность или систему общественно выработанных взглядов, убеждений, верований, активно функционирующих в повседневной практической жизни данного сообщества. Душа (психея) - это индивидуальное личностное воплощение общественного духа, с одной стороны, а, с другой стороны, это телесно ощутимые и телесно проявляемые чувства, переживания и мысли индивида. Поэтому душа человека испытывает воздействие как духа, так и тела. Под телом человека в данном контексте следует понимать не столько его материальную организацию (строение), сколько жизненные, в том числе биотические, проявления этой организации. К ним относятся физиологические нужды и потребности человеческого организма, его материальные запросы и процессы их удовлетворения.
Люди, как правило, стремятся к соответствию, согласованности, т. е. к гармонии души, духа и тела, хотя это им не всегда удается. Характер и понимание гармонии духа, души и тела в значительной степени зависят от культурно-исторических, цивилизационных и природных условий жизнедеятельности людей, поэтому они изменчивы исторически и географически. Вдающиеся религиозные, философские и педагогические учения пытались найти формулы гармонии духа, души и тела, но история общества требовала вносить в них коррективы.
Во второй половине XX века в западных техногенных цивилизациях стала проблема гармоничного отношения человека и человеческого сообщества с природой, вызванная нарастанием кризисных экологических явлений в результате невиданного ранее по силе и масштабам техногенного давления человечества на природу. Причем изменения окружающей природной и социальной среды стали угрожать жизни и здоровью людей. В связи с этим возникла новая область научно-практической деятельности - экология человека, включающая и решающая комплекс естественнонаучных, медико-биологических, производственно-технологических, социально-экономических, правовых, культурных и нравственно-воспитательных вопросов. «Экология человека - это не только накопление конкретных медико-биологических, географических, социально-экономических знаний, а, прежде всего наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе [Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека, Избр. лекции. М., 1994. С.ЗО.]. В.И.Вернадский в 1944 году сформулировал представление о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. «По своему интеллекту человечество уже подошло к той черте, за которой начинается переход биосферы в ноосферу, сферу разума. Но готовы ли мы к этому шагу в духовно-нравственном отношении?» [Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. М., 1994. С.39]. Здесь необходимо соответствие между экологически ориентированным общественным сознанием и душой человечества в целом и каждого индивида в отдельности.
Экологически ориентированная гармония должна быть и в самом человеческом духе. Она требует изменения прежде всего экономического мышления. Если раньше экономия сводилась к экономии человеческого труда, то теперь она должна быть дополнена и соотнесена с требованием экономии природных ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений людей. Производственно-техническая деятельность человеческого сообщества должна быть организована так, чтобы люди и природа взаимно адаптировались друг к другу, чтобы природа сохраняла способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Это возможно, если люди в своей совокупности будут рассматривать природу не в качестве пассивного объекта эксплуатации, а в качестве равноправного активного субъекта в коэволюционных естественно-исторических процессах.
Но такой подход к природе потребует существенной корректировки материально-телесных запросов и потребностей человека в сторону их разумного ограничения. Излишние материальные потребности людей обусловлены не телесной природой человека, а социальными условиями и отношениями, толкающими их к наживе и обогащению. Здоровье человека это не только физическое, но и психическое, социальное и нравственное благополучие его. С экологической точки зрения только такое понимание
здоровья отражает наличие гармонии (уравновешенности, соответствия, согласовавшими) между природой и обществом, между духом, душой и телом.


Сорокин А., Елистратова И. ГАРМОНИЯ ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 63-65.

Hosted by uCoz