В начало |
Тимощук А. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПАСЕНИИ ДУШИ В ВИШНУИЗМЕ
Вишнуизм, одно из главных направлений в индуизме, - это монотеистическое почитание Вишну как верховного божества, Абсолюта и одновременно личностного Бога, воплощающегося на земле в антропоморфном облике. Упоминание о Вишну обнаруживаются еще в «Ригведе», где он известен своими тремя шагами, покрывшими всю Вселенную [РВ 1.22.16-21, 1.154], упоминается как «пастух, охраняющий высшее пастбище» (viSNur-gopAH paramaM pAti pAthaH priyA dhAmAnyamRtAdadhAnaH (PB 3.55.10)), а также как «тот, кто со своим другом открывает загон с коровами» [dAd-hAra dakSamuttamamaharvidaM vrajaM ca viSNuH sakhivAnaporNute (PB 1.156.4)]. С именем Васудевы (Кришны) связывается оформление примерно тысячу лет до нашей эры религиозной доктрины бхагаватизма, получившей свое воплощение в священном тексте индуистов - «Бхагавадгите» — «Песнь бхагавана (Бога)». В религии бхагаватов верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность - бхакти к личностному Богу. Бхакти это причастность, преданность, служение Богу. Бхакти в качестве концептуального термина впервые встречается в «Бхагавад гите» где означает служение Бхагавану (Кришне) [См.: БГ 9.34, 11.54, 18.55.]. Бхагаван в Гите персонифицирован и поклонение ему (в отличие от поклонения другим богам) сулит не жизненное благополучие, а освобождение от уз самсары. Бхакта должен ежеминутно помнить о Бхагаване. Постоянная мысленная сосредоточенность является мощным фактором духовного преображения. Гита представляет служение Бхагавану скорее делом внутренним чем внешним. Гита также связывает бхакти с йогической тренировкой, постоянная мысль о Бхагаване облегчает работу, связанную с обузданием чувств. Вера не ставится во главе, усилия прилагаются с обоих сторон. В учении Гиты выдержан тон необходимости сословного деления (4.13) и иерархичности положения в зависимости от рождения (9.33). Кришна, однако, говорит не о системе каст, но о стратах, полученных из-за различия качеств людей (18.41 - 45). В Гите также поддерживается идея, которая станет определяющей в реформаторском характере учения бхакти. В стихе 9.32 говорится о возможности достичь через преданность Кришне высочайшего духовного блага для людей, рожденных в низших сословиях. В средние века вишнуитская теология употребляет термин бхакти в качестве любви. Адепт обращается к Богу не ради избавления от самсары, а ради безграничной и необъяснимой притягательности его прекрасного облика. Снимается необходимость интеллектуального постижения Божества. Постоянное колебание между восторгом и отчаянием сообщает духовной жизни адепта неслыханную напряженность и интенсивность. Рамануджа (1017-1137), выдающийся учитель южно-индийского бхакти, полностью признавая значение традиционного брахманистского ритуала, высоко ставит эмоциональную религиозность, преданность Вишну. Он приверженец учения альваров, - бродячих поэтов, проповедовавших любовь к Вишну или Его аватарам - бхакти. Спасение достигается не поступками, не рациональной интуицией, а преданностью Вишну (бхакти). Бенгальские вишнуиты поклоняются Кришне. Они вступают в контакт с Кришной через окружение Кришны. Это дает кришнаитам возможность проникнуться чувствами тех кто действительно видел Бога и ощутить подлинную и непосредственную близость к нему. В реформаторском движении бхакти есть общие черты характерных для всех направлений: 1) конгрегационность (коллективная деятельность); 2) признание песни наиболее адекватной и наиболее внятной Богу формой выражения религиозных чувств; 3) институт духовного наставничества гуру. Средневековое движение бхакти от индуизма отличани: 1) последовательный монотеизм; 2) выдвижение взаимного доверия и любви в качестве основы отношений между человеком и Богом; 3) новые ритуальные формы; 4) признание равенства верующих перед Богом и тем самым отрицание каст; 5) постоянное обращение к философии веданты в обосновании своего учения. Тимощук А. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПАСЕНИИ ДУШИ В ВИШНУИЗМЕ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 65-66. |