В начало
Чернышева Е. ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Социальная экология в широком смысле занимается изучением условий человеческой жизни. Но окружающая среда человека уже давно не естественный, природный мир, а искусственное, созданное самим человеком
образование - культура. Культура в современном мире претерпела целый ряд трансформаций, в результате которых в современных условиях слишком велик разрыв между элитарным и массовым искусством.
Основные элементы эстетической теории элитарного искусства содержатся в философии Шопенгауэра, Шеллинга, Ницше, Бергсона. В двадцатом веке эти идеи резюмирует Ортега-и-Гассет, который искусство двадцатого века характеризует как элитарное, дающее возможность художественным натурам противостоять омассовляющим тенденциям в культуре.
В большей или меньшей степени всё искусство двадцатого века элитарно, оно пытается найти отличие от традиционного искусства. Это и подчёркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству в экспрессионизме. И культ машины, противопоставленной несовершенству человека, и представление о «самоцельности» слова в футуризме. И разрушение всякого смысла в дадаизме. И «психический автоматизм», и воздействие на подсознательные импульсы в сюрреализме. Это связано с развитием отвлеченного мышления, обусловившего тяготение к искусству ассоциативных структур и перенос акцентов с внешнего на внутреннее, с лицезрения эстетических объектов на их переживание. Элитарная тенденция проявляется в стремлении создать почти физически ощутимую напряжённость между непроницаемой структурой произведения и воспринимающим сознанием.
Проблема взаимоотношения элитарного и массового искусства во многом зависит от трактовки массового искусства либо как популярного и потребляемого широкими массами, либо как искусства на грани кича. Во многом эта проблема обуславливается вопросом о функциях искусства. Кич - сфера эстетического отчуждения. Сведение китчем искусства к вещи с критических и сатирических позиций обыгрывается поп-артом. Кич во многом характеризует современную культуру массового потребления. Массовая культура - популярная или поп-культура, это индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура. Это сознательная ориентация распространяемых ею ценностей на «усреднённый уровень» развития массовых потребителей. Главным каналом её распространения служат средства массовой коммуникации.
Проблема формирования массовой культуры и её анализа в двадцатом веке связана с тем, что с одной стороны «проект модерна» отличается высокой степенью рефлексивности, то есть обращённостью культуры на анализ самой себя и своих предпосылок. А с другой стороны более сильным отрывом самой культуры от цивилизации и её атрибутов, таких как средства многотиражной коммуникативной техники, в современном индустриальном обществе. Необходимо отличать массовую культуру от народной культуры, народного искусства, которое синтетично по своему характеру и восходит к синкретизму первобытной культуры, оно развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций и сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира - фольклор. Это особенный тип художественного творчества, взаимодействующий с другим типом - индивидуальным творчеством. Частичная деэтнитизация искусства связана с эпохой формирования индустриального общества, интеграции этносов и размыканием национальных культур, это особенно свойственно двадцатому веку. Характеристики индустриального общества возможно рассматривать в основном в аспекте цивилизации, которая является по Шпенглеру «окостенением культуры», потерей её индивидуальной души. Об этом же пишет в начале двадцатого века русский философ Н. А. Бердяев. По его мнению, культура с эпохи Просвещения перерождается в цивилизацию. Создаётся новая реальность техники, мира машины, социально технический прогресс идёт вместе с биолого-антропологическим регрессом. Другое проявление цивилизации - образование нового социально-культурного феномена - больших масс людей, и возрастание их роли в общественной жизни. «Масса» у Бердяева не социологическое, а культурно-ценностное и социально-психологическое понятие, обнимающее всех тех, кто естественно врос в конформистское сознание. Поведение массы определено идеями распределения, а не творчества. Культура - символична, цивилизация жизненна, в культуре духовность выступает первоосновой действительности, цивилизация же замкнута кругом объективации, она не знает абсолютного смысла. Культура создаётся индивидуальностью и обращается к личности, она никогда не существовала для всей массы человечества и не была удовлетворением её запросов и требований
Таким образом, можно сказать, что элитарные тенденции замыкают культуру на самих творцов и узкий круг близких к ним людей, отличаясь некоторым снобизмом, в то время как искусство должно быть разнообразно и многогранно, но всё же доступно. С другой стороны, современная культура фиксирует отчуждение человека из сферы собственно культуры в сферу маскульта. Преодоление разрыва между элитарным и массовым искусством возможно только на уровне индивидуального вкуса и интимно-личного восприятия художественного произведения, что отчасти может произойти в двадцать первом веке, поскольку искусство улавливает тенденции переоценок ценностей. Всеобщий экономический бум должен усилить тягу к духовности в отличие от маскульта индустриальной эпохи, поскольку суррогаты маскульта ведут к разрушению духовного мира, это должно перевести публику от пассивного восприятия к непосредственному участию в художественной жизни.

Чернышева Е. ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 66-69.

Hosted by uCoz