В начало
Выжлецова Н. О ДУХОВНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Древняя Русь, осваивая христианское вероучение, открывала для себя новую сферу человеческого бытия, духовную, слабо осознаваемую в языческую эпоху. Восточнославянские верования соде ржали представления о душе и духе. Они понимались как материально-физические, конкретно-зримые явления и сущности. Новое учение переориентировало традиционные взгляды на абстрактные, незримые образы духа и идеальные, трансцендентные формы существования души.
В православии смысловая наполненность концептов дух, душа, духовность определяется третьей ипостасью Бога - Святым Духом, который реализуется как энергетическое, динамическое начало. Он, как писал Иоанн Дамаскин, направляет и правит; несотворенный, полный, всемогущий, творящий источник мудрости, жизни, святости.
Первые русские книжники, осмысляя пневмологию, выделили, прежде всего, те проявления Святого Духа, которые акцентировали его божественное бытие, творящую, совершенствующую функцию. Святой Дух характеризуется как «пресвятой», «благой», «животворящий». «Пресвятой» - обладающий святостью по естеству; «благой», т. е. наполняющий полнотой, единством универсум; «животворящий» - вдохновляющий, оживляющий, преобразующий все то, что непреходяще творит Бог. Раскрывая деятельность Духа в творении, древнерусское богословие обратилось, во-первых, к участию его в воплощении Сына-Бога в Иисуса Христа (Илларион «Исповедание веры»). Во-вторых, к соучастию Духа в сотворении человека «образом Божьим» (Кирилл Туровский. «Притча о человеческой душе»). В-третьих, к установлению через Святой Дух подлинной природной связи между человеком и Богом (Кирилл Туровский. «Слово о расслабленном»). Именно с этими деяниями третьего лица Троицы связано внутреннее совершенство, красота мира, человека, всех Божественных творений. Ибо все творения совершенны в общении с Богом и при наполнении себя Духом.
Для древнерусской культуры начальные опыты толкования учения о Св.Духе стали принципиальными. Она открывала для себя пространство, в котором везде и всегда действует Святой Дух. И в этом пространстве надлежит жить человеку. Если Бог-Сын стал человеком через Св. Дух, и сам человек «образом Бога», то истинная жизнь - в постижении Духа, а точнее она есть творчество в Духе. Постижение Св.Духа рассматривалось как цель человеческого бытия. Вопросы о том, почему это необходимо, как это, возможно, будут задавать себе русские мыслители и мучительно искать на них ответы. «Иль не горит в нас сердце?" - вопрошал Феодосии Печерский.
Древнерусскими книжниками был высказан живой интерес к проблеме человека. Их антропологические взгляды формировались под влиянием болгарской христианской традиции. В Византии IX-X вв. приостыли споры о красоте и совершенстве человека. Человеческое естество понималось как единство тела и души, каждое из которых есть прекрасное творение Бога. Но если тело он созидает из земли своими руками, то душа - есть божественное дыхание, «животворный дух» (Никифор. «Послание к великому князю Владимиру»; Кирилл Туровский. «Притча о человеческой душе и теле»).
Это дыхание делает человека «образом Бога», реальным участником Божественной жизни. Приобщаясь к высшей духовности, люди обретали разум, совесть, умение творить добро, способность к любви, воспринимать прекрасное. Душа, таким образом, занимает ведущее положение, а человек есть высшая ценность в материальном мире (Владимир Монамах, Кирилл Туровский, Климент Смолячич). В древне-русской культуре выстраивалась идеальная конструкция человеческого бытия: Дух находит свою пищу в Боге, живет Богом; душа питается Духом; тело должно жить душою. Владимир Мономах эту конструкцию выразил словами: «...глаза держи к низу, а душу в высь».
Душа, учили русские мыслители, есть чисто духовная: сущность, лишенная всякой даже утонченной телесности. Вдуновение Творцом в человеческое тело части Божественного дыхания это только начало сотворения души, онтологический дар Бога. Окончательно духовная основа обретается через нисхождение Св. Духа. К этому необходимо себя приготовить (Кирилл Туровский. «Притча о человеческой душе», «Притча о схиме»). В таких рассуждениях важно, что душа это не только дар, а и труд по возделыванию в самом себе храма Божиго. Сотворчество человека с Богом через Св. Дух оформляет сферу духовности. В русской средневековой традиции духовность обретает выраженную диалогичность, что проявляется, во-первых,, в осознанном, в личном переживании присутствия Духа Божиго. Во-вторых, в воплощении в жизнь этого переживания (духовные деяния, духовные творения), обобщении этого опыта в цельное жизнепонимание.
Открытие духовной сферы отозвалось нравственно-обостренным отношением человека к миру, к самому себе. Нравственные ценности стали смысловыражением русской духовности. В этом своем максимализме она отличалась от западноевропейского «законничества» и византийского тяготения к инкомии. Усмотрев в сфере Духа идеал красоты, русская духовность обрела еще одно проявление «очарование лепотой». Духовное предельно эстетизируется и отзывается повышенной религиозностью. Духовное начало в человеке явилось новым знанием, которое поразило и увлекло древнего русича. Литература, монументальная архитектура, живопись вводили вчерашнего язычника в мир духовных ценностей. Через идею предпочтения жизни духовной преломлялись все модусы человеческого бытия: природные, социальные, личные. Через осознания человека как существа духовного, усмотрения в нем вершины Божественного творения, древнерусская культура обретала антропологическую выраженность.


Выжлецова Н. О ДУХОВНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 6-9.

Hosted by uCoz