В начало
Авилова Ж. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Социальная мобильность в широком смысле этого понятия означает изменение положения женщин в социальной структуре общества, приспособление к изменяющимся условиям жизнедеятельности. В более узком смысле - социальная мобильность отражает индивидуальную способность женщины изменять свой должностной и профессиональный статусы и, в конечном итоге, адаптироваться к новой социальной и экономической обстановке.
Как известно, существует две основных формы социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Индивидуальная вертикальная мобильность означает перемещение женщины в сторону повышения (или понижения) своего должностного, профессионального и социального статусов. Если статус повышается, мы имеем дело с восходящей мобильностью, если понижается - с нисходящей (так называемое лифтовое перемещение).
После финансового кризиса 1998 г. массовым стало нисходящее социальное перемещение женщин, что привело к снижению их должностного и профессионального статусов. Это значит, что многие женщины лишились своего прежнего должностного положения и переместились либо на более низкооплачиваемую и социально не престижную работу, либо вынужденно сменили профессию и снизили должностной статус. В результате усилилась феминизация бедности, профессиональные потери сопровождались ухудшением в быту - в воспитании детей, ведении домашнего хозяйства. Инфляция, наиболее остро ударившая по жизненно важным потребностям семей, разрушение социальной сферы, естественно, в первую очередь сказались на женщине.
По данным ВЦИОМ, за годы реформ повысили свой социальный статус всего 17% женщин, понизили - 44%. Сохранили прежний низкий социальный статус - 12%, средний - 22%, а высокий статус - только 5%. Таким образом, значительная группа женщин пошла по пути нисходящей социальной мобильности (Перова И. Скрытая безработица // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. №6.), их карьерные возможности резко сократились, особенно после кризиса 1998 г., в результате которого потеряли рабочие места 18% работавших женщин. Более того, на рынке труда резко усилилась профессионально-деловая конкуренция как между мужчинами и женщинами, так и между самими женщинами.
Что укрепляет женщин в готовности продолжать работать или идти на низкостатусную и плохо оплачиваемую работу? Это негативное восприятие собственных шансов на рынке труда, и, в связи с этим, готовность считать свой второсортный статус само собой разумеющимся. Женщины и на разваливающихся и на успешных предприятиях часто настроены пессимистичнее мужчин по поводу своих шансов найти другую работу. Более того, психологическая готовность женщин к нисходящей мобильности заметно облегчается тем , что они привыкли к низкому статусу на рынке труда, считая его естественным. Это также означает, что - в отличие от мужчин - они с меньшей вероятностью устанавливают себе пределы в зарплате, профессиональном статусе и т. д., ниже которых они не станут опускаться. Более того, женщины определяют себя в терминах своей способности выжить и прокормиться, а не в терминах позиции в иерархии рынка труда.
Есть несколько примеров принятия своей второсортности. Оно может проявляться по-разному. Во-первых, вопреки негативной оценке своих шансов на рынке труда, женщины редко заявляют, что они сталкивались с дискриминацией. Так бывает, даже когда трудовая биография содержит явные примеры дискриминации. В ряде случаев такая покорность судьбе сопровождается верой, что предпочтение нанимателями мужчин чаще всего вполне справедливо. Достаточно часто считают, что их пол действительно менее способен и менее пригоден для ряда постов, даже когда этому противоречит их собственный опыт.
Такое принятие иерархии рынка труда, где мужчины занимают более выгодные позиции, может считаться формой самоограничения со стороны женщин, лежащей в основе готовности согласия с плохо оплачиваемой низкостатусной работой, в конечном счете подчеркивая подчиненную позицию. Женщины, между тем, сумели сохранить свое присутствие на рынке труда, и в значительной мере это можно отнести на счет их собственной решимости продолжать трудиться. Но хотя чувство ответственности за семью толкает женщин к активности, их личный опыт участия в конкуренции на рынке труда автоматически подсказывает взгляд на доступные рабочие места как второсортные. Вытекающая отсюда готовность соглашаться с работой на невыгодных условиях помогает закреплению осознания второсортного статуса женщин и повышает риск его использования беззастенчивыми «работодателями».
Напрашивается вывод: с мотивами женской профессиональной мобильности непременно должны считаться службы занятости, определяя направления своей работы, ее методы и формы на рынке труда. При выборе мер, направленных на регулирование рынка труда (содействие женской занятости, смягчение женской безработицы) следует учитывать, как эти меры будут восприняты женщинами, принимая во внимание особенности их психологии. Игнорирование этих особенностей может привести к низкой эффективности разрабатываемых и реализуемых программ, распылению ограниченных ресурсов. При этом, необходимо отметить, что конечной целью мер по смягчению социальной дискриминации женщин является достижение гендерной симметрии в обществе и устранение главной угрозы - угрозы безопасности личности женщины и ущемления ее основных функций труженицы, матери, общественной деятельницы.

Авилова Ж. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 73-75.

Hosted by uCoz