В начало
Афанасьевский В. ОБЩЕСТВО КАК НАДЛИЧНОСТНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Попытаемся выделить самые общие существенные черты общества в узком смысле. В первую очередь необходимо понять, в какой мере общество является неким реальным целым и в своей целостности представляет собой новый индивидуум. Чтобы выяснить это, необходимо отделить данный тип единства от других типов единства. Так, например, общество - это не только «категориальное единство». Можно субъективно с различных точек зрения объединить различные объекты в какую-либо категорию, которой, однако, не будет соответствовать реальная связь этих объектов, - это будет простая «совокупность». При определенных обстоятельствах эта схожесть делает подобную субъективную совокупность необходимой; но это, разумеется, не отменяет типического в единстве этого рода. Легко видеть различие между подобной субъективной совокупностью и реальным единством.
Реальное единство, представляющее собой тело общества, совершенно отлично от любой совокупности на объективных основаниях и от подлинного родового единства. Объективное, но идеальное родовое единство как таковое не соединяет отдельные экземпляры данного рода в некое новое реальное целое. Отношение рода к единичному экземпляру принципиально отличается от отношения реального индивидуального целого к своим частям. Понятию, заключающему в себе родовое единство, онтологически соответствует идеальная сущность, к которой «причастны» все экземпляры Данного рода, но не индивидуальное реальное целое, компоненты которого были бы отдельными экземплярами. Общество есть реальное образование, состоящее из личностей как реальных «частей».
Такое единство не является и нашей «проекцией» в бытие - оно представляет собой некую реальность, существующую независимо от любого «наблюдателя» и от того, знает ли кто-либо о ней. Общество не является единством, существующим только в нашем «представлении» и которому в действительности соответствует лишь сумма отдельных личностей. Подчеркнем, что общество - это не созданное нами самими единство подразделений, которые мы гипостазируем в качестве реальных образований только по привычке и которые на самом деле не обладают реальным бытием, а подлинно объективные образования, единство которых не зависит от наших представлений.
При этом необходимо понимать, что общество является реальным единством, образующим объективное тело. Недостаточно принимать в качестве единственного реального фундамента понятия общности переживаемые отношения между людьми. Единство общества заключается не только в то связи, которая возникает в актуальном контакте или в лучшем случае в переживаемых отношениях. Более того, личности образуют объективное реальное целое, членами которого они являются: их связь в качестве членов целого - это нечто особое по сравнению с их связью в переживаемых отношениях. Не все люди, связанные определенными отношениями, образуют тем самым также и общество. Таким образом мы видим: там, где существует общество, люди объективно и реально связаны в новое реальное целое — в своей совокупности они образуют новый индивидуум.
Но спросим: каково отношение отдельных личностей как членов к этому новому реальному образованию, которое называют обществом? Функционирует ли личность в качестве конституирующей части? И какой онтологический ранг имеет общество по отношению к личности?
Делались также многократные попытки представить общественные образования в качестве «обобщенных личностей». Если под этим понимается серьезная аналогия человеческой личности, то такие попытки должны быть отвергнуты как полностью ошибочные. Если они, не являясь субстанциями, не могут быть названы даже организмами, то, естественно, с еще меньшим основанием их можно назвать личностями. Совершенно нелепо представление о том, что люди в совокупности каким-то образом составляют некую новую личность. Субстанциальность свойственна человеку в еще более глубоком смысле, чем организму, и он является не только ярко выраженным «миром в себе», но он к тому же еще и «прост», он не является единством, дифференцированным на части и органы. Из нескольких человек невозможно создать кого-то еще; человек не может послужить материалом для создания других людей.
Но представление об обществе как об «обобщенной личности» в смысле некой серьезной аналогии чревато опасностью. Таким общностям совсем не свойственно личностное бытие, если речь идет только естественных общностях. Им не присущ полноценный субстанциальный характер, а тем более - простота, самосознание, рациональное бытие и пр. У них вообще нет «внутреннего бытия», характерного для личности. Они находятся онтологически не только на более низкой ступени как квазисубстанции - по сравнению с подлинными субстанциями, но и в другой бытийной сфере, нежели личности. Они лишь заключают в себе определенные моменты, которые имеют некоторую аналогию с моментами личностного бытия, но которые не имеют отношения к онтологически решающим моментам. Речь идет об аналогиях схожих форм, подобных тем, что существуют между неорганическим и органическим, между психическим и пространственным и т. д. - которые не снимают онтологического различия между личностным и безличным бытием.
Для этих целостностей решающим является то, что они составлены из личностей. Это означает уникальную связь с миром личностного. Их характер мы можем понять только тогда, когда мы поняли личность как уникальное и совершенно новое бытие. Однако общество не является личностным существом только потому, что она основана на личностном бытии.


Афанасьевский В. ОБЩЕСТВО КАК НАДЛИЧНОСТНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 77-79.

Hosted by uCoz