В начало
Выжлецов П. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И КРИТИКА ГУМАНИЗМА: М. ФУКО И ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

Социальная экология в широком смысле предполагает изучение и реализацию достойных условий существования человека в противовес «социальной машинерии», подвергнутой критике со стороны Франкфуртской школы и М.Фуко. Социальная машинерия, с их точки зрения, представляет собой фундаментальное проявление дисциплины разума, приводящей к объективации природы и имморализации общества. Она становится ведущим принципом начиная с эпохи Просвещения и осуществляет перенос режима тотальности властных практик с природной среды на все сферы общественного тела, конституируя «дисциплинарные пространства». Власть начинает охватывать не только иерархические вертикальные отношения, но и горизонтальный порядок социального ландшафта. Она реализуется как в эмпирическом измерении, где истина неотделима от процедур ее производства, так и через «метафизический», сверхрациональный статус тотальности.
Если следовать логике Просвещения, то экология человека должна базироваться на универсальных законах природы и представлять собой подлинные интересы всего человечества. Однако, критическая традиция от К. Маркса до Г.Маркузе подчеркивала, что эти «универсальные законы» относительны и лишь символизируют контрактный обмен.
Первому поколению Франкфуртской школы не удалось избежать «парадокса разума» или определенной двойственности. По мнению Т.В. Адорно и М. Хоркхаймера, критическая теория неотделима от социальных реалий, которые она анализирует и подвергает критике; поэтому ее статус остается двойственным. Представители Франкфуртской школы все еще разделяли убеждение К.Маркса и З.Фрейда в наличии единственной рациональной траектории, согласно которой человечество реализует свою сущностную природу. Эта траектория закладывается в основу логики эмансипации, дающей людям возможность вновь обрести те основные способности, которые были отчуждены, искажены и подавлены социальным господством. Предполагалось, что устранение социального господства позволит примириться со своей биологической природой, жить свободно и гармонично согласно гуманистическим идеалам Просвещения.
М.Фуко, стремясь избежать парадоксов двойственности, свойственных дисциплине разума, изначально отстраняется в своей критике от гуманистического наследия Просвещения, на которое «опиралась» критическая традиция. С точки зрения первого поколения Франкфуртской школы, властные воздействия исходят от государства и понимаются как правовой и идеологический инструмент классового господства.
М.Фуко утверждает, что власть является вездесущей, всепроникающей и телесной, опровергая тем самым иерахическую модель и легитимизирующую идеологию универсальных прав человека, которая ведет критическую теорию к «дурной бесконечности» разоблачения противоречий, присущих буржуазному обществу. Но оно давно уже обходится без подобной идеологии, основанной на римском праве, считает М.Фуко, поскольку дисциплинарную рационализацию общества мотивируют логические противоречия гуманизма, а не «идеологическая слепота».
В книгах «Археология знания», «Надзирать и наказывать» М.Фуко располагает дискурсы в локальных, исторически случайных практиках, управляемых отношениями власти. Генеалогия власти дополняется археологией знания и обе направлены на развенчивание рационального субъекта. В работе «Воля к знанию» одним из центральных становится термин «тело» человека, как социально - дисциплинированной машины, используемой с максимальной пользой и эффективностью.
В целом, критическая стратегия М.Фуко более радикальна, чем «критика идеологии», но могут и дополнять друг друга. Так, по мнению Д. Инграма, посвятившего сопоставлению их позиций специальную работу, критика разума, осуществленная Т.В. Адорно в книге «Негативная диалектика» родственна критике гуманизма, осуществленной Ф.Ницше, что сближает позиции М.Фуко и Т.В.Адорно.
М.Фуко, критикуя Гегеля утверждал, что мысль начинает обслуживать установленный порядок, утрачивая позитивный потенциал и принимая негативный, разрушительный характер. По мнению представителей критической теории, мысль превратилась в товар, а язык - в средство рекламы и этот процесс стал тотальным.
Поэтому, М.Фуко и первое поколение Франкфуртской школы, разоблачая универсалистские претензии, намечают возможности и границы власти-знания, знания и действия в исторической практике, что остается актуальным для современной социальной экологии.

Выжлецов П. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И КРИТИКА ГУМАНИЗМА: М. ФУКО И ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 82-84.

Hosted by uCoz