В начало
Герасимов В. ЭКОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Термин «информационное пространство» все чаще стал появляться на страницах научных и научно-популярных изданий. За этим стоит объективный процесс постепенного осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности и превращения ее в реальную производственную силу.
Сегодня информационные технологии и телекоммуникации делают каждый фрагмент знания общедоступным. Однако легкость доступа к информации еще не означает легкости получения именно той информации, которая необходима в данный момент. Встает проблема не столько хранения и получения, сколько нахождения её.
В наши дни в мировом океане плавает и лежит на дне слишком много мусора. В информационном море дела обстоят не лучше, если не хуже. Встает проблема экологии информационных пространств: «мусор» (отношение сигнал/шум) мешает поиску полезной информации, но, главное, что информационный «мусор» очень часто является токсичным для человека, способным разрушать его психику и изменять социальное поведение. Вычистить информационный океан в ближайшем будущем не представляется возможным, но нацелить образовательные технологии на решение задач обезвреживания порождаемых информационных потоков можно уже сейчас. Иными словами, в них должны быть включены: критерии оценки качества и безопасности информации, техника безопасности при работе с вредной информацией, сдерживающие механизмы порождения опасной информации наукой, а также СМИ и другими источниками.
Наряду с «информационным мусором» человек в современном мире сталкивается с такими явлениями как «информационные войны» и психотехнологии.
Термин «информационная война» оказался в фокусе внимания в связи с войной в Заливе 1991 г. Под этим тогда подразумевались дезинформация и физические действия, направленные на разрушение иракских информационных систем - как военных (радио и компьютерная связь), так и гражданских (средств пропаганды).
Существует ряд определений этого явления. По моему мнению, более полное определение принадлежит Расторгуеву С.П., автору монографии «Философия информационной войны». Информационная война есть открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.
Мерами противодействия информационно-психологическому воздействию противника является осуществление ряда мероприятий по снижению восприимчивости и подверженности людей информационно-психологическому воздействию. Главным здесь является глубокое разъяснение истинных целей, способов, возможных последствий подрывных акций противника и психологических механизмов деформации личности под воздействием пропаганды.
Следующим из потенциальных загрязнителей информационного пространства являются все современные психотехники и психотехнологии, одна из которых - это НЛП.
Смысл понятия НЛП раскрывается самим термином: НЕЙРО - объект воздействия, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ - форма и способ воздействия, ПРОГРАММИРОВАНИЕ -цель воздействия
У объекта воздействия с помощью специального языка может быть сформирована подсознательная программа, иными словами, определенным образом изменена система ценностей, предпочтений и установок. Эта программа может быть запущена сразу же, а может включиться в определенное время или по заданному ключу. Причем мощность этого изменения такова, что возникшее у человека побуждение к заданному действию окажется сильнее его фундаментальных инстинктов, вплоть до инстинкта самосохранения.
В общественное сознание постепенно проникают основные мировоззренческие концепты НЛП, а именно:
- Человек это компьютер, который можно запрограммировать подобно тому, как программируется ЭВМ.
- Личность человека не уникальна и не единственна, ее можно модифицировать и, если надо, унифицировать.
- Человек может по своей воле менять свою личность, как актер меняет грим, подбирая наиболее подходящий к роли.
Итак, личность человека уже не является защищенной зоной, и может быть подвергнута вторжению и переделке. Это, естественно, заставляет обозначить проблему психологической безопасности, защиты от программирующего воздействия чужой воли.
Во всех этих явлениях общей чертой выступает стремление овладения и распоряжения недостающими ресурсами. Этот мотив порождает дезинформацию как средство достижения цели.
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ - это преднамеренно созданное сообщение, получаемое в процессе коммуникации между социальными субъектами по поводу социальных связей и отношений, возникающее как ответная реакция на возникшее противоречие, содержит ложные сведения, имеющие целью введение в заблуждение и изменение картины представления другого субъекта коммуникации и дальнейшее манипулирование им в личных интересах активной стороны.
Итак, дезинформация становится одним из элементов экологии информационного пространства. Проблема экологии и дезинформации требует разработки и внедрения мер противодействия и защиты.


Герасимов В. ЭКОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 88-90.

Hosted by uCoz