В начало
Голубкова О. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГОЙ НАЦИИ

С развитием человеческого общества усилились процессы, связанные с осознанием этнической принадлежности, национальной идентичности. Значение термина <этнос> до сих пор неоднозначно. Многие исследователи определяют ОтноО как устойчивую в своем существовании группу людей. В качестве определяющих характеристик этноса выделяют самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, духовная культура нации и т. д. Значимость признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки отражаются чаще всего в элементах духовной культуры и в индивидуальном представлении представителей той или иной нации. Но это отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, порою даже ложным. Национальная идентичность как социально-психологический фактор оказывает серьезное влияние на отношения между людьми. Она может быть причиной острой социальной нестабильности и проявляться в национальной нетерпимости к представителям другой национальной группы.
Социологические школы объясняют рост значимости национальной идентичности для членов того или иного сообщества людей следующими причинами:
а) неравномерным развитием человеческих сообществ, порождающих экономическую, социальную и политическую экспансию менее развитых народов более прогрессивным обществом;
б) мировой социально-экономической конкуренцией за ресурсы на Земле;
в) влиянием в экономике и политике государства отдельных социальных групп;
г) акцентированием на вопросах национальной нетерпимости в средствах массовой коммуникации;
д) потребностью человека в безопасности и с этой целью объединения в группы со сходными интересами, ценностями и т. д.
Стремление человека ощущать себя частью <мы> лучше всего реализуется через осознание своей принадлежности к этнической группе в силу того, что этническая общность устойчива во времени и обладает стабильным этническим статусом, его невозможно <исключить> из этноса, лишить принадлежности к собственной нации.
Одна из психологических причин роста значимости национальной идентичности связана с поиском ориентиров стабильности в перенасыщенном информацией нестабильном мире. Вторая психологическая причина связана с интенсификацией межэтнических контактов в силу миграционных процессов, развитых коммуникативных связей (Интернет, СМИ, ТВ, радио).
Социальные перемены общества, сопровождающиеся такими социальными явлениями как социальная идентификация и социальная дифференциация, которые проявляются в сравнительных оценках индивидов и в объединении их в определенные группы, например, по национальному признаку. Обособляясь, такая группа как бы утверждает свою автономность и принадлежность к культурным стереотипам своей нации. В структуре социальной идентичности (национальную идентичность следует рассматривать как частный случай) можно выделить три компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя ее членом), аффективный (эмоциональное отношение к собственной группе и ингруппе - другой группе, индивидуальная значимость принадлежности к группе), поведенческий (соответствие нормам поведения группы), формирующие культурные установки индивида и ценностную систему его личности.
Формирование же индивидуальной идентичности тесно связано с периодами психического развития ребенка. Так Пиаже объясняет свою концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе через восприятие им понятия <родина> и одновременно с ним развивающиеся образы понятий: <другие страны> и <иностранцы>. Согласно его концепции создание когнитивных моделей проходит в три этапа: в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные, аморфные знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой по национальности родителей, месту проживания и родному языку; в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок полностью осознает особенности национальной культуры, ее традиции.
Так в процессе социализации у ребенка строится эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к определенной этнической группе, которое завершается к подростковому возрасту. Но это осознание зависит от того, живет ли этот подросток в полиэтнической или моноэтнической среде. Именно межэтническая среда предоставляет индивиду возможность приобретения знаний об особенностях своей найди, ее отличие от другой. Отсутствие опыта межэтнического общения снижает интерес к собственной нации и наоборот. Причем чем больше отличительных признаков в культуре и поведении этносов, тем наиболее сильно выражено стремление к этнической идентификации и, наоборот, среди индивидов близких в культурном отношении осознание собственной национальности не является жизненно важной проблемой. Позитивные социальные установки на восприятие той или иной национальности во многом зависит от ее численного состава и от индивидуальной принадлежности. Так у детей групп меньшинства существует тенденция идентифицироваться с доминантной группой, что отражает раннюю осведомленность детей о существовании определенной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются выше, чем другие. Причем следует отметить интересный факт: принадлежность к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням того или иного народа. Этим можно объяснить тот факт, в случае негативной оценки той нации, к которой человек принадлежит, он относит эту оценку к другим членам группы, но не к самому себе. Чаще всего проблемы национальной идентификации возникают в случае межэтнических браков. В случае явных межнациональных различий, например, расовые различия, большое значение играет фактор большинства и фактор личностного приписывания, что может проявиться в национальной терпимости или национальной неприязни (полюсность в отношениях среди американцев и афро-американцев, коренного населения и эмигрантов и т. д.). Следует также отметить, что в полиэтническом обществе люди демонстративно поддерживают позитивную групповую национальную идентичность и с предубеждением относятся к представителям национальных меньшинств, стремятся уклоняться от тесного взаимодействия с ними. Среди национальных меньшинств наблюдается тенденция к ассимиляции, т.е. принятию норм, обычаев, языка большинства вплоть до полного растворения.
В случае множественной идентификации человек способен усваивать культуру разных народов, лучше адаптироваться в многонациональном обществе, способен овладевать ценностями других культур без ущерба для ценностей собственной. В случае маргинальной идентификации, когда человек никак не может выбрать приоритет какой-либо культуры, колеблется между двумя культурами, не овладевая ни одной из них, он испытывает конфликт между ценностями <Я> и социокультурными ценностями, что проявляется в агрессивно-настроенных националистических взглядах и в таких социальных явлениях как шовинизм и нацизм. А стратегии социальной и политической конкуренции при наличии позитивной национальной идентичности (<Моя нация самая лучшая>) могут быть причиной формирования национальной неприязни, которая вызывает ситуации межэтнической напряженности, которые могут доходить до кровопролитных войн.

Голубкова О. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГОЙ НАЦИИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 90-93.

Hosted by uCoz