В начало
Ежов А. В РУКАХ МОЛОДЕЖИ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ

Обострение экологических проблем в России в период перехода к рыночной экономике стало настолько угрожающим, что не может не обращать на себя внимания всех слоев населения. В то же время высокий уровень экологической безграмотности вообще, и среди молодежи в частности, является одной из причин снижения приоритетов экологических ценностей по отношению к экономическим.
Цель данной работы выявление характера отношения молодежи к природным ценностям.
Природа - среда жизни и деятельности человека, источник ресурсов его существования, предмет труда, объект преобразования. Поэтому труд человека следует рассматривать как процесс, происходящий между человеком и природой, как процесс, в котором человек своей собственной деятельности опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Человек, развивая производство, переделывает природу, забывает, что именно природа дала человеку жизнь и возможность развиваться, что именно она была условием нравственного развития вдохновителем искусства, источником познания закономерностей окружающего мира.
Исследования проводились в ходе социологического опроса и тестирования студентов.
В Братском Государственном Техническом Университете был проведен социологический опрос на тему «Экологические ценности». В опросе приняли участие студенты всех курсов очной формы обучения. Опрос проводился среди групп Инженерно-экономического, Лесопромышленного, Естественнонаучного и Гуманитарно-педагогического факультета. Результаты опроса в процентах приведены в таблице.

Определение

ВТ-97

ВТ-98 И98




И-98 И-99 И И-00 МИ-98 МЛ-96 ГСХ-99 ПГС-99 место
Природа - часть национального богатства
28 17 13 17 23
18 12 31 32 2
Природа – источник ресурсов 14 0 14 0 8 7 17 10 20 4
Природа - экологическая среда обитания человека 36 39 49 33 33 22 33 41 28 1
Природа – образец для создания новой техники и технологии 0 0 4 0 3 7 5 0 0 8
Природа – источник познания закономерностей окружающего мира 0 17 10 0 8 7 11
0 4 8 5
Природа–условие гармоничного развития человека
14 23 4 33 9
9 25 16 14 8 3

Анализ данных, полученных в ходе опроса, показал, что большинство учащихся независимо от возрастных групп и специальностей на первое место среди приведенных экологических ценностей ставят определение природы, как экологической среды обитания человека. Значительная часть студентов определяют природу как национальное богатство и условие гармоничного развития человека. Мало кого из представителей студенчества природа вдохновила на создание произведений искусства и еще для меньшего числа молодых людей природа стала образцом для создания новой техники и технологии.
Таким образом первое место занимает определение природы, характеризующие духовные взаимоотношения человека с ней. И только лишь на четвертом месте мы видим определение природы, как средства для получения материальных благ. И это очень важно, так как по итогам проведенного социологического опроса можно сделать вывод, что молодежь в большей своей части относится к природе, не как к материальному придатку человечества, а как к полноценной части современной цивилизации. И это вселяет надежду на то, что нынешнее поколение, которое в ближайшие 10 лет придет к управлению сможет начать изменение экологической ситуации, хотя бы в нашем городе.

Ежов А. В РУКАХ МОЛОДЕЖИ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 93-95.

Hosted by uCoz