В начало
Игнатьева И., Савин В. ИНТЕРНЕТ И ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Интернет сегодня становится особым местом, в котором происходит встреча человека с человеком, формируются новые формы социального общения. В Интернете складывается особая социальная виртуальная реальность, социальное киберпространство, где человек сам себе архитектор. Современные отечественные и зарубежные авторы уделяют достаточно внимания анализу различных аспектов процессов компьютерного общения. Появилась даже наука под названием комуникавистка (Землянова Л. Современная американская коммуникавистика. М., 1995.). Представители относительно новой науки киберпсихологии рассуждают о том, насколько человеку хорошо или плохо в кибернетическом пространстве (Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М., 1998.). Применение Интернета в сфере социальных отношений чрезвычайно разнообразно: наука, межиндивидуальные контакты, развлечение, переписка, сетевые игры, «клубы по интересам», сетевые проекты, сетевые журналы, мультимедийные конкурсы и т. д.
Интернет может быть исследован не только в аспекте коммуникавистики и виртуалистики, но и в аспекте философии. Вопрос о природе этой реальности - вопрос как философский, так и социологический. С нашей точки зрения, социальные отношения в Интернете, не смотря на свое виртуальное происхождение, столь же реальны, сколь реально наше собственное существование в сфере самых обычных социальных отношений. Также как и в реальном социальном пространстве в киберпространстве складываются социальные общности, которые, хотя и следует по существу считать виртуальными, являются нормальными социальными образованиями, влияющими и на отдельного человека, и на общество в целом.
Реальность отношений в Интернете является частью социальной реальности. Можно говорить о ее особенностях, но не сомневаться в ее качестве быть социальной реальностью. Ее опредмечивание происходит лишь в несколько иной форме - форме текста и гипертекста. Фиксация этой социальной реальности даже в чем-то более реальна: фиксировать ее можно на определенном природном материальном носителе - бумаге, электронных носителях и т. д.
Социальное виртуальное пространство поделено на отдельные относительно замкнутые субпространства. В нем формируются свои характерные для каждой отдельно взятой социальной структуры специфические парадигмы поведения, влияющие на поведение человека в обычной реальности. Формируются новые стереотипы восприятия. Люди вступают в языковое групповое взаимодействие, которое может влиять на самовыражение личности. То, что такие отношения первоначально были сформированы в сети, ничуть не делает их менее реальными. Ведь и собственно социальные отношения не всегда являются непосредственными, и опосредуются множеством факторов, включая в себя элементы виртуальности не всегда компьютерного происхождения.
Рассматривая Интернет как социальный феномен, следует отметить особенности того социального пространства, которое формируется посредством сети. Социальная реальность в сети имеет семантическую природу. Компьютерное общение в основном ограничено обменом текстами. Не смотря на это, в сети формируются вполне реальные города, улицы, классы, группы, возникают групповые отношения, борьба за лидерство, формируются и социализируются личности.
В связи с этим, возникает определенное соперничество реальностей , социальной и виртуальной, которое сегодня еще не выражено в антагонистической форме, между тем оказывается достаточно острым, когда дело касается отдельной личности, проблем социальной идентичности в киберпространстве. Это позволяет ставить вопрос об экологии социальной реальности.
Социальная идентичность личности возникает в процессе идентификации с релевантной социальной категорией или группой.
«Я» конструируется с помощью личной домашней странички посредством текста и гипертекста (ссылки на другие сайты). Гипертекст - метафора множества возможностей в сети для презентации «Я». Самопрезентация опосредована компьютерным общением. Индивидуальное присутствие является только фоном. Можно говорить о своеобразном виртуальном присутствии «Я». В Интернете человек имеет возможность проигрывать и сравнивать те пути формирования собственной личности, которые в силу различных причин не получили возможности реализоваться. В рамках групп игроков, или коммуникантов возникает чувство общности, складываются привязанности, формируются лидеры. Многие ощущают себя представителями нового поколения - онлайнового сообщества. Потребность в признании в данном сообществе оказывается подчас более значимой, чем сложившиеся реальные социальные связи. Возникает определенная конкуренция социальной реальности и реальности «социально-виртуальной». Человек предпочитает проводить время в Интернете, вместо того, чтобы заниматься реальной деятельностью, поскольку в противном случае его забудут в виртуальном сообществе, перестанут признавать «одним из своих», сложившиеся социальные связи окажутся утраченными.
Виртуальный социальный мир плюралистичен, социальный субъект множественен (множественное «Я»). Множественная идентичность становится причиной хаотичной «неподлинной коммуникации». Речь идет о так называемой «сетевой идентичности», о «играх с идентичностью».
Сообщества в Интернете подчас носят театральный, игровой, бездуховный характер. Сама терминология: «народ чатится», «переписочка», создает ощущение несерьезности этих отношений.
В сети возникает множество проблем, связанных с формированием социальной идентичности. Здесь имеются условия для возникновения множественной идентичности, создания нескольких тел одной и той же личности. Возможна диффузная идентичность, негативная идентичность, воссоздание фантастического «Я». Личная сетевая идентичность может вести к суперперсональности, измененным состояниям сознания. Человеку предоставляется возможность репрезентировать себя с сети в виде нескольких образов, поменять пол, возраст, национальность, экспериментировать с собственной идентичностью, конструировать любые гибриды. Телепрезентация человеческого «Я», эффект телеприсутствия позволяет составить почти полное представление о другом человеке, создать ощущение реальности отношений. «Интернет-общение «часто ведет к тому, что обычное общение утрачивает для человека свою привлекательность. При работе в сети возникает чувство включенности в глобальный информационный процесс. Увлеченность Интернет отвлекает от других дел и социальных обязанностей.
Интернет может служить цели достижения измененных состояний сознания, наряду с наркотиками и другими химическими веществами. В киберпространстве имеются условия для экспериментов по расширению сознания, манипуляции сознанием. Имеются уже признанные теоретики и практики расширения сознания (Тимоти Лира - гуру «психоделической психологии"). Имеются перспективы для практики шизотелесности, экспериментов по шизоидному перемонтажу личности.
Далеко идущие социальные следствия имеет феномен интернет-зависимости (интернет-аддикция). За разнообразными формами интернетзависимости могут скрываться разнообразные психические отклонения. Часто зависимые нуждаются в квалифицированной психиатрической помощи. Интернет-зависимость имеет ту же природу, что и «опыт потока» (связан с увлеченностью творческим процессом). Зависимый человек впадает в трансоподопные состояния. Экран монитора действует на него гипнотически. То, что в киберпространстве проявляется как выражение интерсубъективной власти компьютера над человеком, то в реальной жизни есть власть деятельности. Власть деятельности персонифицируется техническим средством.
Сам по себе эффект привязанности к Интернету не патологичен. Как нельзя считать больным так называемого «трудоголика», так не следует рассматривать как зависимого всякого, кто с интересом вращается в Интернете. Определять степень патологичности - дело специалистов кибер-психологов. Психологи отмечают эволюцию форм интернет-зависимости и разнообразных девиаций в сфере информационных технологий, существует соответствующая клиническая практика. Отмечается явление эскейпизма — стремление к виртуальным состояниям людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии. К патологиям, также как и в реальной жизни приводит одиночество, чувство незащищенности, конфликтность.
Таким обрезом, развитие социальных отношений в сети Интернет, активное включение личности в эти отношения, непосредственное принятие человеком «интернет-жизни» как своей собственной указывает на определенную опасность потеснения реальной человеческой жизни жизнью номинальной, семантической и позволяет ставить вопрос об экологии социума и выработке механизма его охраны.

Игнатьева И., Савин В. ИНТЕРНЕТ И ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 9-12.

Hosted by uCoz