В начало
Завершинская Н. К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ НОВЕЙШИХ ПРАКТИКАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИИ

Гендерный порядок, казавшийся еще не так давно незыблемым, сегодня стал проблематичен. Актуальное тендерное поведение, испытывая влияние общесоциальных перемен на рубеже двух культурно-исторических эпох - модерна и его отрицания постмодерном, - не вписывается больше в сложившиеся нормативные представления о нем и соответствующих ему практиках отношений между полами. По мере того, как обнажаются новые, ошеломляющие массового обывателя своей необычностью тендерные практики, тендерный порядок больше уже не воспринимается как онтологическая данность, рассеиваются воззрения о его естественном, неизменном, сущностном характере.
Гендерная картина мира, испытывая воздействие качественной трансформации современных социальных структур, становится чрезвычайно мозаичной и полифоничной. Множественность женственности и мужественности превращается в основополагающий факт тендерных отношений и способ проявления тендерных структур в жизни (Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. С. 278.). Не ставя перед собой задачу раскрыть всю сложность картины тендерных отношений, существующих ныне в российском социуме, попробуем описать лишь некоторые новейшие практики конструирования тендерной идентичности россиян. При этом автор вслед за К.Уэстом и Д.Зиммерманном считает, что «гендерная принадлежность индивида — это не просто какой-то аспект его личности, но, более фундаментально, — это то, что человек делает и делает постоянно в процессе взаимодействия с другими» (Уэст К., Зиммерманн Д. Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов...С. 210.). Это значит, что мир, разделенный на мужчин и женщин и переживаемый людьми в качестве реального, создается в их мыслях и действиях. Поскольку «знания» (субъективные значения) о мужественности и женственности в процессе взаимодействия обретают объективную фактичность, постольку «социальный мир есть борьба за слова» (П.Бурдье). Слова в значительной мере делают вещи, следовательно, изменить слова (или более обобщенно «знания», представления) - значит, изменить вещи. Полюбопытствуем в связи с этим, какие образы женственности/мужественности формируются нашими молодежными журналами, чтобы уяснить содержание формирующихся в России новых контуров тендерного порядка.
С.Ушакин в статье с характерным названием «Видимость мужественности» анализирует влияние «мужских» журналов (в частности журнала «Медведь») на формирование мужской половой идентичности. Он констатирует кризис традиционных институтов: семьи, школы - в формировании начальных, исходных идентификационных моделей поведения и фиксирует переход к средствам массовой коммуникации (печать, радио, кино) функций первичной социализации в производстве половых идентичностей. При этом он обращает внимание на два принципиальных аспекта мужской половой идентичности: на мужественность как перформативный феномен (показательное, обозреваемое, инсценированное явление, рассчитанное на определенного зрителя), с одной стороны, и ее иллюзорный, фантазматический, символический характер, с другой. Фактически С.Ушакин на российском материале печатной продукции иллюстрирует известную идею Бод-рийара о симулякре (т.е. подобии, видимости), который производит «гиперреальность». «Дискуссии о «сущности» мужественности, таким образом, по словам С.Ушакина, сменяются дискуссиями о характере мужских «доспехов», а трактаты по воспитанию чувств - справочниками по основам этикета, в том числе и полового...В итоге становление личности совпадает с процессом ее - личности - образования — т. е. с процессом накопления, усвоения и воспроизводства символических средств (образов), с помощью которых личность может обозначить свое присутствие в обществе» (Ушакин С. Видимость мужественности // Женщина не существует: Современные исследования полового различия: Сборник статей /Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1999. С. 118-119.). В российской молодежной среде действительно обнаруживают себя тенденции формирования самоидентичности за счет «блуждания» по поверхности социальных отношений без однозначной идентификации с какой-либо социокультурной позицией. Следовательно, и в сфере тендера происходит релятивизация пола. Такой способ существования не воспринимается ни как личная трагедия, ни как аномалия, а «приобретает значение субстанции, конституирующей пространство социального взаимодействия» (Маргинальность в современной России. Коллективная монография. Серия «Научные доклады».. М.: МОНФ, 2000. № 121. С. 63.). Описываемая ситуация может быть выражена в терминах кризиса идентичности и может означать рождение новых форм социальности, а, следовательно, и нового гендера.


Завершинская Н. К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ НОВЕЙШИХ ПРАКТИКАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 95-97.

Hosted by uCoz