В начало
Кардинская С. ОППОЗИЦИЯ ПРИРОДА/СОЦИУМ В НЕОКОНФУЦИАНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧЖУ СИ

Категория «природа» («син») является одним из важнейших концептов конфуцианской мысли. Еще в текстах, приписываемых Конфуцию, «природа-син» определялась как «сырое», необработанное начало, присущее индивиду, не приобщенному к ценностям социума. Оппозиция природа/социум снималась в конфуцианской традиции посредством актуализации индивида в социокультурных формах посредством усвоения ритуального текста. В связи с этим, «ритуал» («ли») необходимо рассматривать как медиатор, опосредующий взаимодействие элементов системы «природа (индивид)/социум».
Конфуцианская модель образования, предполагающая приобщение индивидов к культуре через ритуальное действие, сохраняется в неоконфуцианских образовательных концепциях, однако она претерпевает значительное влияние буддизма.
По мысли неоконфуцианского мыслителя Чжу Си, понятие «син» характеризует индивидуальное человеческое существование. Образование предполагает обретение индивидом «дао», движение от индивидуального к абсолютному. Оппозиция «син» (индивидуальное)/«дао» (абсолютное) обнаруживает в качестве медиаторов пять принципов ритуала "ли", в соответствии с концепцией Чжу Си присутствующих в индивидуальном существовании, а также являющихся формами «дао-пути».
Проявление «природы-син» обусловлено взаимодействием с «вещами» - формами социального поведения, повседневной жизни. «Природа-син», которая, в соответствии с концепцией Чжу Си, может рассматриваться как индивидуальное «я», объемлющее все «вещи», присутствующая в каждой из них, находится в постоянном движении: «не знает отдыха ни днем ни ночью, ни на мгновение не замирает». Однако «природа-син» характеризуется также как пребывающая в «покое». Состояние «покоя» обеспечивает неявленность пяти принципов «ли», «сокрытость» их в человеческой «природе». Разворачивание изначально существующих принципов "ли", их формирование и есть образование.
Таким образом, система «индивидуальное — абсолютное» кодируется в текстах Чжу Си также как отношение «движение/покой». Нахождение среднего члена этой оппозиции позволяет в более полной мере прояснить раскрытые Чжу Си принципы их взаимодействия.
Чжу Си, исследуя значение термина «движение», делает вывод о том, что понятие «движение» («дун») совпадает по смыслу с иероглифом «фа» («проявление»). Движение «природы-син» рассматривается как проявление заключенного в ней «внутреннего совершенства» («дэ»). Определение того, чем является это движение-проявление, зависит от «масштаба» («меры»), устанавливаемого «природой-син». «Природа-син» размеривает сама себя, полагая границу — «Великий предел», понимаемый также как «серединный путь». Последнее понятие опосредует отношение «движение/покой». «Великий предел» оказывается границей, обусловливающей различия между движением и покоем, внешним и внутренним, добром и злом, однако, он не имеет признаков ни первого ни второго элементов этих оппозиций. Он является разрывом между ними, дистанцией, отделяющей одно от другого. Чжу Си именует такой разрыв «пустотой», применяя к нему буддийское понятие «кун».
«Пустота» («кун») становится медиатором между индивидуальным «я», отождествляемым Чжу Си с «природой-син» и «другим» - нормами социального поведения, такими как «гуманность», «мудрость» и другими принципами «ли», предстоящими индивиду, «Пустота» оказывается той «мерой», с которой индивид подходит к реальности. В основании такой «меры» находится его способность представлять и оценивать реальность как «справедливую», «мудрую», «последующую», «предыдущую» и т. д. Эта способность представления и есть «природа-син». Ее необходимо рассматривать как субъективное бытие, соотнесенное с абсолютным бытием «дао». Задача обучения состоит в обнаружении возможности такого соотнесения.
Таким образом, Чжу Си обосновывает принципы интерпретации социально закрепленных канонов. Их усвоение определяется «мерой» объективации мышления в обусловленных культурой формах, проекцией индивидуальных представлений на отстраненные, типизированные в текстах ситуации действительности. Для субъекта реальностью является его собственное бытие («оформленное тело дао-пути»). Только в результате самообнаружения «природы-син», «дао» обретает действительность в субъективном существовании. Чжу Си, расценивая индивидуальное существование («природу-син») как «добро», подразумевает подлинность человеческого бытия, постигаемую посредством самопознания. Момент утверждения реальности собственного бытия предваряет объективацию мышления в типизированных ритуалом формах культуры. Цель познания выносится за пределы познающего субъекта, воспринимается как «внешний» предмет. Отстраненность принципов «ли», зафиксированных в текстах, от обучающегося обнаруживает разрыв между познающим и познаваемым и предполагает необходимость его преодоления. Последнее осуществляется как формирование индивидуального представления и объективация мышления в формах культуры. Образовательное пространство, обусловленное дистанцией между «формирующим» - социокультурными канонами и «формирующимся» - индивидом способствует самовыявлению мышления субъекта, обращенности индивида к самому себе в поисках оснований для преодоления этого расстояния. Рассмотрение древних канонов с позиций духовного опыта индивида содействует их интерпретации - формированию нового варианта типизации действительности.
Исследование проводится при поддержке РГНФ.

Кардинская С. ОППОЗИЦИЯ ПРИРОДА/СОЦИУМ В НЕОКОНФУЦИАНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЧЖУ СИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 98-101.

Hosted by uCoz