В начало
Кислицина Т. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНА К РЫНКУ КАК ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Названная проблема интересна не только переменами в розничной торговле страны в последнее столетие, но и проводимыми мерами и путями, а также результатами и накопленным опытом.
За этот период многие стороны жизни общества экономическая, политическая, социальная, духовная были подвержены эволюционным изменениям.
Практика последних перестроечных лет показала, что в процессе реформирования экономики страны наиболее радикальные изменения осуществляются в торговле.
Анализируя процесс и содержание формирования розничной торговли, автор акцентирует внимание на следующих позициях:
1 . Торговля в целом, розничная в особенности, есть в социально -экономическом и историческом плане значимое явление. Она впитывает, отражает и несет в себе проблемы, противоречия и содержание происходящих в стране перемен. Торговля выступает не только как форма обмена итогами деятельности, канал удовлетворения запросов, интересов, потребностей населения, но и как способ общения между людьми и структурами общества, как возможность реализации денежных доходов, как зеркало социальной и экономической жизни общества, аккумулятор и разрешитель его проблем.
Не случайно процесс перехода к рыночным отношениям выдвигает розничную торговлю как неотъемлемый элемент совершенствования общества, центром внимания которого выступает человек с его потребностью качественного обслуживания.
Характер эволюционных перемен в торговле относительно предшествующего состояния определяется временем, темпами, содержанием, глубиной изменений в обществе в целом
2. Основой для развертывания розничной торговли в VII—VIII вв. служила купеческая торговля, организованная в основном в зданиях церквей. В XVI веке стали устраиваться для торговли простейшие приспособ лавки. Это предопределило появление первых магазинов. Так начала развиваться стационарная розничная сеть.
Наряду с этим в качестве заметных и наиболее значимых периодов изменения торговли в России можно назвать вторую половину XIX — середину XX веков: вначале - расширение сети лавок, палаток и ларьков, внедрение передвижной торговли, позже - появление магазинов самообслуживания, организация продажи товаров по заказам покупателей, внедрение торговых автоматов, торговля в кредит.
Основными тенденциями в динамике торговли, проявлением их содержания качества, можно назвать: специализацию розничной сети, ее универсализацию, приближение товаров к местам проживания населения, организация продажи по потребительским комплексам, активизация фирменной торговли.
3. Торговля, будучи производным феноменом любой общественной системы, аккумулировала ряд как позитивных, так и негативных явлений. В их числе, особенно в советский период, имели место тотальное планирование, как производства, так и распределения, что придавало торговле формализованный характер; практика установления лимитов и фондов, как формы проявления администрирования; наличие сверхнормативных товарных запасов; несовершенство нормативно-правовой и методической базы организации розничной торговли.
Эти явления сопровождались: отставанием развития сети специализированных магазинов, имеющих большую социальную значимость; нерациональностью структуры розничной торговой сети; предложением утверждением унифицированного обслуживания, что вело к невозможности конкурирования в сфере торговли, нарастанием неудовлетворительного спроса.
4. Нельзя не отметить, что экономическая перестройка в обществе в последние годы позволила не только разрушить имеющую недостатки бывшую систему торгового обслуживания населения, но совершила это стихийно, в отрыве от ее экономической базы, без учета интересов основной массы населения. В то время как, именно розничная торговля является средством достижения целей, которые человек ставит перед собой как потребитель.
Как видим, розничная торговля - это очень сложное социально-экономическое явление, недооценка значимости и воздействия на общество которого, как правило, оборачивается серьезными последствиями. Несомненно, определенная экономическая стабильность в стране приводит к возрождению розничной торговли. Это проявляется в глубоком изучении ею потребностей различных слоев населения; индивидуализации торгового обслуживания; более широких и качественных предложений и услуг.104
Регулирование торговли, ее реформирование требует более объективного научного подхода. Продолжительность процесса адаптации розничной торговли к условиям рыночных отношений будет зависеть от своевременности и правильности использования лучшего накопленного опыта, особенностей отечественной розничной торговли.


Кислицина Т. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНА К РЫНКУ КАК ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 102-104.

Hosted by uCoz