В начало |
Клейман М. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В НОРВЕЖСКОМ
Современная Норвегия входит в первую десятку стран мира с наиболее высоким уровнем жизни. Проблемы элементарного физического выживания, волнующие подавляющее большинство жителей нашей планеты, для норвежцев сегодня уже не являются актуальными. Норвежское общество отличается сочетанием институтов рыночной экономики со стремлением к социальному равенству, высоким уровнем социальной защищённости граждан страны. Достигнутые страной успехи выглядят особенно впечатляющими, если учесть, что ещё в начале XX столетия Норвегия считалась беднейшим «европейским захолустьем». Процесс перехода от традиционного к индустриальному (а затем и к постиндустриальному) обществу начался здесь значительно позже, нежели в других развитых странах Европы и Америки. Практически на протяжении жизни одного поколения, рождённого после Второй мировой войны, Норвегия пережила процесс модернизации, который в других развитых государствах Запада шёл на протяжении нескольких столетий. Кьелль Арилд Поллестад, родившийся в 1949 году, как раз и принадлежит к поколению, ставшему участником и очевидцем стремительных социальных изменений в норвежском обществе. При этом он является человеком, достаточно нетипичным для Норвегии. В стране, где большинство граждан (по крайней мере, по данным официальной статистики) исповедуют лютеранство, К.А.Поллестад является католическим священником. Он подолгу бывал в католических странах Юга Европы, особенно во Франции и в Италии, имея возможность как бы со стороны взглянуть на происходящее на родине. Вместе с тем, он никогда не противопоставляет себя своей стране, которой он желает только добра. Такая позиция нашла своё отражение в многочисленных литературных произведениях К.А.Поллестада. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает его эссе «За Норвегию», опубликованное в 1987 году. В этом произведении автор с тревогой отмечает неблагоприятные социально - психологические последствия стремительной модернизации норвежского общества. Это, прежде всего, отчуждение, наблюдаемое сегодня в самых разных проявлениях. Одно из них - ослабление связей между представителями различных поколений. Дети всё чаще воспринимают престарелых родителей как ненужную обузу, поручая заботу о них развитой системе социального обеспечения. В результате старикам подчас не с кем поделиться своими бедами и проблемами, большую часть времени они проводят в полном одиночестве. В материальном отношении они не испытывают сколь -либо ощутимых лишений, но разве этого достаточно для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым? Отчуждение проявляется и в ослаблении чувства людской солидарности. Показателен описанный К.А.Поллестадом случай, когда маленькая девочка, внезапно почувствовав себя плохо, упала на обочину дороги и была не в силах подняться. Она провожала взглядом машины, которые проносились мимо, даже не сбавляя скорость. Ещё одним проявлением отчуждения в современной Норвегии является отношение личности к обществу. Человек воспринимает общество как некую внешнюю, не зависящую от него силу, представляющую собой хорошо отлаженный механизм, который не должен давать сбоев и просто обязан обеспечивать человеку высокий уровень социальной защищённости. Что же касается обязанностей человека по отношению к обществу, то их как бы не существует. К.А.Поллестад сравнивает норвежцев с плаксивыми избалованными детьми, которые всё время что - то требуют от своих родителей, не задумываясь о своих обязанностях по отношению к ним. Данное обстоятельство находит своё выражение, в частности, в распространении в обществе потребительской, гедонистической системы ценностей, которая постепенно вытесняет протестантскую трудовую этику. Наблюдения К.А.Поллестада имеют существенное значение и для сегодняшней России. Несмотря на огромные различия культурных традиций, менталитета, наконец, уровня жизни граждан двух соседних стран, есть нечто общее, что нас объединяет. Россия, так же, как и Норвегия, пережила в XX столетии масштабные социальные изменения. Разумеется, по сравнению с Норвегией, они носили более радикальный характер, во многом иными были и их социальные последствия. Однако многие социально - психологические проблемы, порождённые стремительным переходом от традиционного общества к обществу современного типа, являются общими для наших Двух стран. И, в первую очередь, это проблема отчуждения в её различных проявлениях. Клейман М. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЧУЖДЕНИИ Я В НОРВЕЖСКОМ «ОБЩЕСТВЕ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ» В ЭССЕ КЬЕЛЛЯ АРИЛД ПОЛЛЕСТАДА «ЗА НОРВЕГИЮ!» // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 104-106. |