В начало
Лиходей О. «КУСКА ЛИШЬ ХЛЕБА ОН ПРОСИЛ...»: ВЕРСИЯ СТУДЕНТА

Развитие профессионального нищенства, помимо социально-экономических причин, связано с наличием значительного числа людей, которые подают милостыню и тем самым способствуют развитию этого явления. Существует мнение, что подают нищим зрелые, либо пожилые люди, у которых сильны религиозные установки, приверженность к традициям. Учитывая особенность демографической ситуации в Санкт-Петербурге, где велика доля людей пожилого возраста, может создаться впечатление, что именно «их усилиями» поддерживается профессиональное нищенство и молодежь в этом процессе принимает незначительное участие.
2001г. в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций был проведен анкетный опрос среди студентов с целью выяснения того, насколько среди молодежи, которая обучается в высшем учебном заведении распространена традиция подавать милостыню. В опросе приняли участие 300 студентов. Данные опроса показали, что около 77% опрошенных студентов подают (с различной степенью частоты) милостыню нищим. Эти действия вызваны чувством жалости (38,1%); стремлением помочь (27,8%). Делают это в соответствии со сложившимся обычаем (6,5%) и по религиозным причинам (3,3%). Некоторые студенты (7,6% опрошенных) ответили, что подают милостыню, потому, что в этот момент оказались при деньгах и нищий вызвал у них симпатию. Ряд студентов ответили, что они подают, чтобы как можно скорее отвязаться от просящего (3,4%). Другие мотивировали свой поступок тем, что «мелочь карманы забивает, но со стороны все выглядит хорошо». Важно отметить, что в ходе опроса ряд студентов по-разному, но выразили одну мысль: «боязнь оказаться на их месте», «никто не застрахован от того же», «никто не знает, что будет с тобой».
Эта тревожная нота связана с осознанием объективных предпосылок нищенства: падение жизненного уровня населения из-за экономического кризиса в стране (68,6%); квартирные аферы (49%); межнациональные столкновения и войны (28,3%). Ряд студентов связывают это явление с коррупцией, «особенностями экономики и социальной политики в период перехода от одного типа формации к другой». Другие отмечают, что «до такого состояния людей довело бездеятельное правительство», «виноваты экономика и чиновники». Студенты учитывают процесс расслоения в обществе и отмечают, что рождение в бедной семье, влияет на стартовые возможности и это обстоятельство усугубляется «безысходностью из-за нежелания других помочь».
Отдельные студенты отметили, что профессиональное нищенство следует рассматривать как «вид очень прибыльного бизнеса». Действительно, существуют факты, позволяющие говорить о том, что в настоящее время территория города поделена и нищие платят дань за место, за ними закрепляется определенное время работы. Некоторые из них организуются в группы и работают на хозяина.
Отмечены субъективные причины, которые приводят на дно жизни: лень, нежелание работать (46,2%), неудачи в личной жизни (27,9 %), корысть, жажда наживы (13,4%), личный выбор подобного образа жизни (13,3%). Некоторые высказали мнение, что не всем удается адаптироваться к новым условиям и найти свою нишу. В первую очередь это касается людей с низким культурным уровнем. Кроме того, «слабохарактерность, халатность приводит к пьянству, а длительное пьянство ведет к деградации личности, что позволяет делать опустившихся людей «жертвами определенных лиц».
Общеизвестно, что среди основной массы нищих, истинно нуждающиеся составляют незначительную часть. Остальные - профессиональные нищие, которые сделали своим ремеслом выпрашивание у прохожих денег, продуктов, вещей под предлогом несчастья (действительно бывшего в прошлом или вымышленного). Неудивительно поэтому, что на вопрос «Верите ли вы в искренность просящего?», лишь 6,2% опрошенных дали утвердительный ответ; 69,4% отметили, что испытывают определенные сомнения; 21% опрошенных заявили, что не верят в искренность просящего.
Эта парадоксальность поведения, когда человек сомневается в искреннем характере просьбы и все равно подает, подтверждается последующим вопросом, в котором прямо спрашивается: «Допускаете ли вы, что
110
перед вами обманщик?» 71,5% опрошенных ответили утвердительно, 23% отметили, что «иногда допускают», и лишь 2,1% заявили, что «не допускают сознательного обмана».
Нищих в городе большое количество, они должны разнообразить свои просьбы, так как одни и те же заявления могут приесться публике, которая дает милостыню. Лица, живущие подаянием должны в виду своей многочисленности разбиться на разные специальности. Появление специализации связано с необходимостью разнообразить формы просьб. Формы просьб определяются тем, что «они представляют фальсификацию нужды в различных ее формах» (Там же. С.ЗО). Каждый тип есть определенная роль, которую нищий разыгрывает и меняет, когда это выгодно, либо в зависимости от времени года и места.
В ходе опроса предполагалось выяснить, какой тип нищих вызывает у студентов наибольшее сочувствие. С этой целью им было предложено ответить на закрытый вопрос, в котором предлагалось из 13 наиболее распространенных типов нищих отметить те, (не более 5 вариантов), которым опрашиваемый был в большей степени склонен оказать помощь. Данные проведенного опроса показывают, что престарелый человек, обращающийся с просьбой о помощи в большей степени может надеяться на сочувственное отношение (47,9%).
На втором месте стоит тип уличного музыканта (46,6%). Представляется, что для молодежи уличный музыкант воспринимается как доступный, часто близкий по возрасту понятный тип просителя. Сущность попрошайничества (в старину говорили «побирошества») в этом случае затемняется тем фактом, что музыкант не просто просит, а предлагает услугу - игру на музыкальном инструменте и пение, да и сама просьба о вознаграждении носит не назойливый, не явно выраженный характер. Слушатель как бы сам решает - вознаградить музыканта или нет. Кроме того, студенты не рассматривают уличных музыкантов как профессиональных нищих, а склонны видеть в них людей, делающих маленький бизнес в свободное от основной работы время.
Обращает внимание тот факт, что значительное количество опрошенных склонны оказать помощь ребенку (46,2%), либо женщине с ребенком (41%). Именно поэтому в городе так распространены нищие с детьми, грудничками, иногда своими, но чаще всего с наемными. Кроме стремления разжалобить, наличие ребенка увеличивает доход. Женщина с ребенком получает сумму вдвое большую, нежели если бы она просила одна. Пресса Санкт-Петербурга свидетельствует, что дневной сбор матери с ребенком составляет 800 рублей.
Детей учат как выпрашивать, обманывать. Иногда, чтобы обезопасить себя, взрослые дают детям малоценные вещи для продажи или музыкальный инструмент. К вечеру ребенок обязан собрать и сдать хозяину определенную сумму. Не выполнение задания влечет за собой наказание. Опасность использования детей заключается в том, что убедившись насколько прост, легок и доходен этот промысел, подросшие дети, как отмечали отечественные исследователи, не бросают этого занятия. Тем самым расширяется социальная база нищенства. Законодательство РФ предусматривает наказание для лиц, вовлекающих детей в занятие профессиональным нищенством.
Люди, имеющие физические недостатки (30,3%) и калеки (41,1%) вызывают сочувствие, готовность оказать поддержку. Наименьшее сочувствие у студентов вызывают беженцы и переселенцы (4,5%), бездомные (10%), то есть те типы, среди которых процент истинно нуждающихся может быть действительно высоким.
Касаясь размера суммы, которая подается, можно сказать, что по-прежнему преобладает «копеечная милостыня». Так, 70,3% опрошенных ответили, что они обычно подают от 1 рубля до 5 рублей, а 15,2% опрошенных заявили, что обычно подают от 5 до 10 рублей.
Рассматривая вопрос об организации помощи нищими, удалось выявить, что значительная часть предпочли бы ее оказывать лично, «из рук в руки» (40%). Значительная часть полагает (27,2%), что эффективно направлять помощь конкретному учреждению (организации). Наконец, 15,2% считают, что пожертвования можно делать через благотворительные организации и фонды, а 5,5% считают, что надо жертвовать церкви, которая и будет оказывать помощь прихожанам. Высказано мнение, что оказывать лично помощь эффективнее потому, что «обман может быть во всех органах, главное, чтобы можно было убедиться, что помощь попадает по адресу, к истинно нуждающимся». Нигилистическое отношение к оказанию помощи через организации, центры, союзы, общины, фонды ведет к тому, что неразборчивая помощь будет процветать и далее, что лишает возможности воспользоваться ею истинно нуждающихся. Оценивая вопрос о формах оказания помощи, 80,7%. опрошенных полагают, что это должна быть помощь в поиске работы, позволяющей иметь постоянный доход; 30,7%. считают, что помощь должна быть продуктовой и вещевой.
Достаточно определенно выражено мнение, что «государство собирает налоги и должно заботиться о своих гражданах», оно должно «усилить социальную ориентацию экономики», что позволит «уничтожить социальную базу нищенства». Студенты отметили, что государство должно заботиться о создании новых рабочих мест, бороться с безработицей. Обращает внимание тот факт, что студенты отмечают важность создания не просто любых рабочих мест, а таких, которые позволяют иметь «приличную зарплату».
При рассмотрении вопроса о возможности со стороны государства применять санкции, связанные с принуждением к труду здоровых людей трудоспособного возраста, которые занимаются профессиональным нищенством, мнения разделились. 35,9 % опрошенных полагают, что государство имеет на это право и такое же количество считает, что на такие меры государство идти не должно; 17,2 % не сформировали свою позицию по этому вопросу. Было высказано мнение, что «рабочих мест не хватает, зачем заставлять работать тех, кто не хочет».
Неразборчивая, анонимная, копеечная милостыня - наиболее комфортный путь оказания помощи ближнему. Поэтому при проведении опроса ставилась задача выявить потенциальную готовность непосредственно, активно участвовать в решении социальных проблем. Студентам предлагалось ответить на вопрос, готовы ли они лично работать в свободное время в качестве волонтера по оказанию помощи нищим и бродягам (детям и взрослым). На этот вопрос отрицательно ответили 50,3% опрошенных; утвердительно 3,7%.; 21% опрошенных заявили, что иногда могли бы это делать; у 20 % мнение по этому вопросу не сформировалось. Принимая во внимание, что в современных условиях многие студенты вынуждены подрабатывать, тем не менее данные опроса свидетельствуют, что имеется огромный потенциал, который при умелой организации и пропаганде мог быть задействован для решения социальных проблем.

Лиходей О. «КУСКА ЛИШЬ ХЛЕБА ОН ПРОСИЛ...»: ВЕРСИЯ СТУДЕНТА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 108-112.

Hosted by uCoz