В начало
Погорелова Г. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Актуализация проблемы ответственности и поиск подходов к созданию диагностического аппарата, позволяющего определять готовность и способность студентов к социально-экологическому поведению - цель данного пилотажного исследования. Основной посылкой послужило предположение о том, что процесс формирования психологической готовности к социально-экологическому поведению «мне нужно - я решил» включает промежуточные компоненты «я не могу», снижающие и «я должен», повышающие ответственность (для изучения обозначенных субъективных переживаний применяется методика гештальт-групп). Эмпирическая проверка гипотезы предполагает необходимость конкретизации понятий: «социально-экологическое поведение» и «ответственность». Оба понятия рассматриваются в контексте гуманистического подхода. В широком смысле социально-экологическое поведение является объектом социальной экологии - науки о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами (А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина, 1998). В данном исследовании мы определяем социально-экологическое поведение в рамках учебного процесса как тенденцию направлять действия студентов на обеспечение психологической комфортности. Второе понятие - ответственность. «Быть ответственным» - значит отвечать за сделанный выбор. Исследование проводилось в апреле 2001 года в Брянском государственном техническом университете со студентами 4-го курса (всего 72 человека). Процедура исследования состояла в выявлении: представлений студентов о социально-экологическом поведении; их отношения к этой проблеме; характерологических особенностей студентов; субъективных переживаний, ведущих к снижению или повышению ответственности; психологической готовности к социально-экологическим действиям. Полученные данные подвергались статистической обработке.
Результаты исследования. В соответствии с представлениями студентов, социально-экологическое поведение - это нормативное социальное поведение, основанное на принципах доброжелательности и уважения, ответственного отношения к учебе, честности, чуткости и т. д.
Отношение к проблеме социально-экологического поведения выявлено через определение смысловых регуляторов. Выделено восемь систем регуляции, в том числе: логика удовлетворения потребности, логика социальной нормативности, логика диспозиции (смысловые регуляторы определены на основе методики Д.А.Леонтьева). Значимость ответственности как смыслового регулятора выделили 29% испытуемых.
В центральные диспозиции «я-реального» и «я-идеального» качество личности «ответственность» включили соответственно 21% и 44% испытуемых. Дифференциация инструментальных ценностей выявила следующие ранговые места ценности «ответственность»: 4,5; 4,5; 3; 6; 2, соответствующие уровням социальной установки, стереотипа, мнения, потребности, идеала (применялось пять инструкций к адаптированному опроснику М. Рокича). Показатель внутреннего локуса контроля, свидетельствующий об ответственности за свои действия отмечен у 29% испытуемых; показатель, занимающий промежуточное положение между внутренним и внешним локусом контроля - у 62%; показатель внешнего локуса контроля - у 9% испытуемых (применялась методика Д. Роттера).
Выделены субъективные переживания, ведущие к повышению ответственности, которые отражены в обоснованиях: «Я должен выполнять общепринятые нормы», «Я должен быть образованным», «Я должен быть внимательным к другим», «Я должен рационально распределять свое время»; частота употребления обоснований соответствует: 1,1; 0,9; 0,7; 0,5. А также - субъективные переживания, ведущие к снижению ответственности, которые отражены в обоснованиях: «Я не могу быть одним из немногих», «Я не могу влиять на других», «Я не могу отказаться от вредных привычек», с частотой употребления: 1,2; 0,8; 0,4.
Выводы. Результаты, полученные в пределах данного исследования, с одной стороны, свидетельствуют о тенденции психологической готовности к социально-экологическим действиям: «Мне нужна психологическая комфортность - я решил выбрать социально-экологическое поведение», которая подтверждается также результатами по показателям «характерологические особенности», «смысловые регуляторы» и равновесием между обоснованиями «я не могу» и «я должен». С другой стороны, отмечена высокая частота обоснований, отражающих неуверенность в осуществлении подобных действий другими: «Я не могу быть одним из немногих», что соответствует внешнему локусу контроля и расценивается нами как препятствие, мешающее формированию психологической готовности. Для того, чтобы с достаточной достоверностью определить, что этот барьер преодолен, необходимо дополнительное исследование.
Результаты исследования позволяют утверждать, что совокупность использованных методик является диагностическим и формирующим инструментом, способствующим актуализации ответственности.

Погорелова Г. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 114-116.

Hosted by uCoz