В начало
Смазнова О. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

О влиянии характеристик правовой культуры того или иного общества на осознание и разработку проблем социальной экологии можно говорить уже постольку, поскольку философскую основу экологии составляет учение о включенности человека в окружающую среду и его морально-правовом долге перед всеми живыми существами. Немецкий философ Г.Ленк, исследующий проблемы ответственности в сфере экономики и технологии, в связи с этим употребляет термин "квази-права природы". И действительно, правовая культура общества необходимо включает в себя интеллектуальное и эмоциональное отношение к природе (окружающей среде), - по крайней мере, как к объекту-посреднику отношений собственности, регулируемых правовыми нормами. Другой аспект включенности социально-экологической тематики в сферу правовой культуры носит более глобальный характер: правовая культура общества формируется под непосредственным воздействием представления об общественно-правовом идеале, которое всегда определенным образом выражает трактовку будущих - то есть идеальных - характеристик взаимодействия человека, общества и окружающей среды.
Русская философия XIX-XX веков традиционно занималась разработкой проблем взаимоотношений человека и природы, общества и природы, органично включая ее в дискурс философии собственности и философии истории. Достаточно вспомнить "философию хозяйства" С.Н.Булгакова и в некоторых чертах созвучную ей концепцию "одухотворения природы" Н.А.Бердяева. Воздействию человека на природу приписывается духовный смысл, и одухотворение природы - долг человека перед ней самой. При этом русские философы стремятся найти подход к этой проблеме не с точки зрения индивидуалистической концепции этики, которая, как отмечают и западные исследователи, неприменима к решению глобально-экологического кризиса, а с точки зрения этики коллективистической: "одухотворение" природы - всеобщее дело. Однако это преимущество имеет и оборотную сторону: о проблеме ответственности в русской философии хозяйства (С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, И.Ильин) также говорится в коллективистическом ключе, что не всегда способствует выработке философских основ правовой регуляции хозяйственной деятельности. Ответственность, понятая в религиозно-эсхатологическом ключе, ответственность человека как нравственного, а не правового субъекта, - а это понимание ответственности во многом характерно для русского правосознания, - способствует пренебрежению всем относительным, временным, в том числе и нормативно-ценностной сферой права, призванной к упорядочению как отношений человека и общества, человека и человека, так и отношений человека и природы, человека и его собственности.
"Квази-права" природы в ключе коллективистической ("соборной") этики могут совершенно и не приниматься во внимание: природа - средство в достижении общественного идеала, понятого как осуществление бесправового Царства Божиего на земле. Именно в этой перспективе и рассматриваются отношения человека и природы - без тесной связи с социально-экологическим настоящим. В этом темпоральная особенность русского правосознания и правовой культуры в целом при решении экологическо-правовых проблем. Но именно благодаря этой особенности только и стали возможными достижения русской философии хозяйства.
Изменение установки по отношению к природе и регуляция природопользования с позиций сохранения ее качественного многообразия, представляется современным специалистам-экологам (В.И.Данилов-Данильян, Н.Н.Моисеев) сейчас более прагматичной, чем упование на научно-технический прогресс и создание в будущем технических "систем управления" взаимодействием природы и социума. С этой точкой зрения еще в начале XX века выступал Н.А.Бердяев в работе "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии": "Хозяйство как претворение природных сил, как их организация и регуляция, есть акт человеческого духа. И от качества духа зависит характер хозяйства. ...Материальное потребление не может быть единственной целью хозяйства" [Бердяев Н. Судьба России: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 689]. Поэтому, хотя нельзя сбрасывать со счетов и ценные наработки мировой правовой культуры, русские философско-правовые достижения должны быть использованы с максимальной отдачей - как средство изменения установки потребления на установку сбережения и одухотворения отношений природы и человека. Разработка проблем социальной экологии в русской традиции правопонимания и правосознания в целом, возможно, позволит более конкретно продумать пути нравственной и правовой регуляции природопользования.


Смазнова О. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 124-126.

Hosted by uCoz