В начало
Фролова И., Лукманова Р. ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЖЕНЩИНЫ И ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ

С середины XX века главными характеристиками социального бытия стали бурная изменчивость, текучесть, процессуальность. Социальные институты, традиционно считавшиеся опорой социальности, начали терять свои атрибутивные признаки, в первую очередь - стабильность, самотождественность. Особенно рельефно это выражается в институциональной вариативности важнейшей «ячейки» социума - семьи.
Достаточно вспомнить, что одной из важнейших функций семьи всегда была функция воспитательная, заключавшаяся в том, что в ней осуществлялась передача традиций от одного поколения другому. Вполне понятно, что эта задача осуществлялась в основном женщиной, социальная роль которой вытекала из биологической роли продолжательницы рода. Но, будучи ограниченной рамками семьи, не имея возможности участвовать в жизни социума каким-либо иным способом, кроме как путем рождения и воспитания детей, женщина была практически отчуждена от социального творчества. Это было также следствием отсутствия необходимого образовательного уровня (вспомним, что классическое высшее образование в России стало доступно женщинам только в конце XIX века), практически постоянного вынашивания, рождения и выкармливания детей, а также подкрепляемого в общественном сознании мифа об интеллектуальной неполноценности женщин.
Ситуация коренным образом изменилась в первой половине XX века. Вследствие борьбы за свои права женщины в развитых странах мира получили доступ к образованию, достижения в области медицины позволили им планировать количество детей и время их появления на свет, внедрение высоких технологий позволило женщинам активно включиться в процесс производства и управления, зарабатывать наравне с мужчинами, делать карьеру и т. п. Вполне естественно, что образованную, самостоятельную, активную женщину перестала удовлетворять та традиционная модель отношений между мужчиной и женщиной, которая существовала в патриархальной семье, а именно поддерживаемый традицией авторитет мужа, идеализация неравноправных, подчиненных по сути своей отношений, множество поведенческих табу, которым должна была следовать жена и мать. Так называемые «традиционные устои» были взорваны изнутри. Не только в Европе и Америке, но и в России семья сегодня во многом перестала существовать как социальный институт, построенный на «вертикальных» отношениях господства и подчинения. Это повлекло за собой многочисленные последствия, дискуссию о судьбе семьи и необходимости ее «возрождения».
На наш взгляд, возрождение семьи невозможно на прежних основаниях. В общественном сознании необходимо преодолеть дискриминацию женщины, укрепить представление о том, что женщина, так же, как и мужчина, имеет право полноценно участвовать в жизни общества. Для современной активной женщины (а таких в России едва ли не большинство) семья - это не уютный замкнутый мирок, существующий благодаря мужчине -мужу и отцу. И дело здесь не только в экономической ситуации (низких средних заработках основной массы мужчин, высоких ценах и растущих потребностях). Россия выбрала путь демократического развития, который предполагает свободу выбора. Современная женщина имеет право голосовать, обучаться любой специальности, читать любую литературу, выбирать любое вероисповедание и т. д. Наконец, она сама выбирает себе супруга. Можно ли ждать от такой женщины желания навсегда замкнуться в рамках семьи после замужества? Риторический вопрос. Оттого и удивляют призывы к «возрождению» семейных устоев. Сегодня следует вести речь о создании качественно нового типа семьи, соответствующего изменившимся социальным реалиям. Современная семья должна строиться на отношениях дружбы и партнерства, в том числе экономического. Это позволит супругам воспитывать своих детей, не причиняя им психологических травм, даже если они разлюбили друг друга. Принять такую модель отношений достаточно сложно, в силу того, что для этого требуется воспитание толерантности, которая не сводится только к взаимной терпимости и взаимному уважению.
Мы рассматриваем современную семью как равноправный союз двух индивидуальностей. Если господство традиции (как в сфере семейных отношений, так и в обществе в целом), выступая в качестве сдерживающего и упорядочивающего фактора, приводило к нивелировке индивидуальности, к вытеснению инакомыслия, то толерантность призвана обеспечить развитие индивидуальности, сосуществование инакомыслящих. Толерантность Должна укорениться как моральный принцип, основанный не на внешнем принуждении, а на внутреннем законе, войти в архетипические структуры личности.
Толерантность, понимаемую как активное принятие существования Другого даже при наличии возможности оказать то или иное воздействие на это существование, необходимо воспитывать, и это очень сложная задача. Задача, достойная семьи в ее идеальном восприятии. Быть толерантным трудно, так как необходимо преодолеть не только нетерпимость, но и снисходительность, гордыню, эгоизм. Однако поддержка самых близких людей, членов своей семьи позволяет решать и более сложные задачи.
Принцип толерантности, как правило, проводится в отношениях с представителями других культур, конфессий, этнических групп, полов (в этом - сложнейшие тендерные аспекты толерантности); осуществляются поиски оснований, не разъединяющих, а объединяющих людей. Семья является одним из таких оснований, и распространение принципа толерантности на сферу внутрисемейных отношений не только возможно, но и насущно необходимо.


Фролова И., Лукманова Р. ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЖЕНЩИНЫ И ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 128-130.

Hosted by uCoz