В начало
Шорохова Н. РЫНОЧНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭКОЛОГИЯ

Этимология термина "экология" воспринимается в виде образа человека в мире как в его "доме". Человек принимает мир как благо и заботится о природе, хранит ее. Нельзя рассматривать природу и человека как независимые друг от друга сущности. Все механистические и инструменталистские воззрения на природу должны быть преодолены. Ущерб, нанесенный природе в прошлом, скажется на нашем нынешнем и будущем благосостоянии.
Причины экологических бедствий коренятся в выборе ошибочных ориентиров, мировоззренческих постулатов. В культуре вырабатываются те ценности, которые ориентируют человечество на неограниченное развитие технических средств, эксплуатацию природных запасов. В культуре было заложено право человека бесконтрольно ими распоряжаться. Если в Древней Греции целью всякой умственной и духовной деятельности человека являлось воссоединение человека с космосом, целью христианина было воссоединение с Богом, то целью современного мировоззрения стало утверждение максимальной свободы человека - свободы от природы, от общественного строя, от стеснения религиозными верованиями. Реформация "расколдовала", по словам М. Вебера, мир от чар присущей всему божественности. Наука позволила совершить изумительные открытия, а прогресс технологий обеспечил их практическое применение. Человечество обрело господство над природой. История двадцатого века - это история модернизации мира и смещения христианской культуры в сторону земных, материальных ценностей, история эпохи, которая вознесла культ экономики. "Мир, - писал Нобелевский лауреат Морис Алле, - стал огромным казино, где игорные столы разместились на всех долготах и широтах". Прибыль и законы рынка стали обладать абсолютным авторитетом, капитал стал самостоятельной экономической и политической силой. Зачем быть честным, если людское уважение вызывает успех, а вовсе не честность или иные добродетели? В то время как нравственные ценности вызывают сомнения, в ценности денег не сомневается никто. Потому-то деньги и заняли место моральных ценностей. Если сегодня в экономике и существуют общепризнанные ценности, то они основаны на вере в то, что люди стремятся к личной выгоде, а не руководствуются общими интересами. Результат известен: сформировался антиэкологический рынок, гигантское финансовое мошенничество, капитал растет за счет разграбления природных ресурсов.
Человек обладает очень высокой адаптивной способностью к постоянно изменяющейся окружающей обстановке. Он способен "тянуть лямку", не подозревая или забыв о гармонии. На это обратил внимание еще Н. Винер один из основоположников кибернетики: " Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы « должны изменить себя». Сегодня никому уже не надо доказывать очевидный факт вмешательства человека в природную среду, всем ясно, что он способен полностью изменить, например, климат планеты и даже поставить на грань уничтожения самого себя. Осознав отрицательные последствия технической цивилизации, мы начинаем подходить к научному пониманию тезиса Вернадского о человеческом разуме и труде как силе геологической, аналогичной по своему воздействию на окружающее грозным стихиям природы. Единство человека с природой, провозглашавшееся великими умами прошлого, в учении о ноосфере трактуется как единство качеств противоположных инстинкта всего живого и разумности человека. Долг человека состоит в том, чтобы осознать и довести до высокой степени разумность.
Правам и свободам человека сама природа установила некую предельную черту, как бы требуя отказа от антропоцентризма, представляющего человека венцом и высшей целью творения: разрушая среду, человек создает условия и для самоуничтожения. Подмена общественных ценностей мотивом погони за прибылью - это заблуждение. Рынок никак не отражает интересы общества. Цель корпораций состоит не в том, чтобы обеспечивать занятость населения, они нанимают людей, для того, чтобы получать прибыль. Человечество сможет эффективно управлять действиями своих государств и организаций, если сформировать иное, чем сейчас сознание и мышление людей. Изначальная потребность человека в творчестве, созидании, поисках истины должна иметь положительную направленность вовне, в окружающий мир.

Шорохова Н. РЫНОЧНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЭКОЛОГИЯ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 130-132.

Hosted by uCoz