В начало
Бармин С. О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ИКОНОПИСАНИЯ

Современное иконописание еще не обрело своего лица. Всем известно, что икона была открыта только в конце XIX-го столетия. Все были поражены ее красотой и стали смотреть по-другому на древнее церковное искусство. Но исторические события сложились так, что это не получило дальнейшего развития. И только буквально в последние десятилетия появились люди, которые всерьез стали заниматься иконописью. Сегодня трудно еще говорить о продолжении традиции или о каком-нибудь новом слове в церковном искусстве, для этого нужно все-таки довольно много времени. А двадцать или даже тридцать лет — это слишком мало. Мы оказались оторванными от традиции, и, чтобы соединить разорванные нити, приобщиться вновь к традиции, требуется много времени, большое напряжение сил.
Здесь и другие обстоятельства имеют значение. Если все будет развиваться так же, как и сейчас, то со временем может появиться то, что принято называть школой. И мы сможем так же легко узнавать икону конца XX или начала XXI века, как мы, например, отличаем икону XIV века от иконы XVII. Ведь иконописец раньше не задавался целью непременно создать что-то новое и необыкновенное, не похожее на то, что было прежде. Просто писал естественно, работал, делал то, что считалось красивым, в меру своих представлений о красоте. Но сейчас рано еще говорить о школе. Подлинное творчество возможно только в рамках традиции, а к традиции еще нужно приобщиться. Недостаточно усвоить только ремесленную сторону, нужно настолько проникнуться церковным духом, духом подлинного Православия, чтобы, пользуясь тем богатейшим наследием, которое мы получили, его преобразовать и как бы профильтровать через современное церковное сознание. Тогда только может что-нибудь появиться. Пока все, что делается, - это только опыты. Каждый иконописец, если только он серьезно относится к своему делу, должен ощущать себя учеником. И не больше. Чтобы поставить современное православное иконописание на надлежащую высоту (сопоставимую с произведениями древних изографов), для этого необходимо возрождение традиции средневековых иконописных школ.
К сожалению, на данный момент, они отсутствуют (в том объеме и наполнении, в котором они существовали в Москве, Новгороде, Пскове). По данным академика Н.П.Кондакова, еще в конце XIX века в Палехе и окрестных селах работало более четырехсот, в Холуе до пятисот, в Мстере - до восьмисот иконописцев. Из Вязниковского уезда за зиму вывозилось на продажу до полумиллиона образов.
Сегодня существуют лишь отдельные кружки при монастырях и церквях. Они не могут удовлетворить тот большой спрос на иконы, который появился в последнее время в связи с открытием множества храмов. В некоторых случаях, даже обращаются за помощью к светским художникам, что совершенно не допустимо. Это стойкое заблуждение, что икону может написать любой художник, при условии соблюдения некоторых правил. Икона перестала восприниматься как богословие. Она требует большого, внутреннего, молитвенного настроя. Иконописец должен полностью ощущать себя погруженным в православную Традицию. Кроме того, обучение самому искусству иконографии, по словам архимандрита Зинона (практикующего иконописца), в наше время нужно учиться самое малое 15 лет, независимо от уровня художественной подготовки. Церковность в направлении - требование одинаково обязательное для всякого иконописца и церковного художника, и с этой стороны все отдельные лица и школы должны быть одинаковы. Было бы ошибкой ставить в одни и те же рамки простого иконописца и светского художника и предъявлять к ним тождественные шаблонные требования. Их отношение к выражению церковной идеи не одинаково. Различны их настроения и понимания.
В будущем можно различать два типа школ. Первая должна удовлетворять обычному спросу на иконы в духе церковности. Вторая должна подвигать вперед церковное искусство, уясняя его пути и указывая влияние на первую школу. Первая выполняет работы в пределах установленных традиционных форм, пишет иконы исходя из древних лучших образцов. Вторая допускает самобытное творчество в духе церковности. Первая Должна вводить в круг старого подлинника, понимаемого в широком смысле. Она должна пояснять дух и характер этого подлинника, приучать к пониманию художественных форм и непременно истолковывать значение сюжетов и иконографических композиций, обстановочных изображений, атрибутов святых, надписей. Другими словами - воспитанники этой школы Должны знать основные начала православной иконографии. В противном случае всегда будут неизбежны собственные домыслы, непозволительные погрешности против истинности изображений и чрезмерно механическое отношение к делу.


Бармин С. О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ИКОНОПИСАНИЯ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 132-134.

Hosted by uCoz