В начало
Иванов С. О СМЕНЕ ПАРАДИГМЫ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В течение 20 столетия, наряду с глобальными изменениями в технологиях различных сфер человеческой деятельности, произошли кардинальные изменения в сфере нравственной самореализации личности. Предметом моей заинтересованности являются изменения в области нравственной ответственности.
Страшные по своему размаху и глубоко трагичные войны и революции начала XX века, бурное развитие науки и техники - все это как многое другое привело к тому, что самоосознание человеком себя в мире и мира как такового трансформировалось. В числе этих изменений приобрело иное смысловое звучание и представление о свободе. Свобода личности, о которой так много рассуждали философы эпохи Просвещения, в большей мере приобрела статус реальности. В свете происходящих изменений нравственная ответственность получает иное звучание далекое от понимания, характерного для эпохи Просвещения.
В известной мере человек в большей степени, чем прежде осознает себя свободным и самодостаточным существом. Он высвобождается из под давления общества, столь характерного в предыдущие эпохи, приобретая свободу, а тем самым и ответственность. Это процесс не был линейным. Имеет место стремление к уходу и от свободы и от ответственности, и в особенности от ответственности. Таким образом, появился «последний человек» о котором предупреждал Ф. Ницше в своей работе «Так говорил Заратустра». Х.Ортега-и-Гассет дал этому человеку название «человека массы». Это положение позволяет рассмотреть сложившуюся ситуацию в различных аспектах. Для меня важен один вопрос, а именно, - что происходит с парадигмой нравственной ответственности. Есть серьезные основания утверждать, что изменения, происходящие в парадигме, имеют не количественный, а качественный характер: появляются не просто новые виды нравственной ответственности, а меняется вся парадигма.
Новизна парадигмы состоит, прежде всего, в том, что свобода является онтологической характеристикой человека. Далее, свобода человека есть основа его достоинства. Кантовский практический императив, «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. С. 90) из простой абстракции превращается в реальность бытия человека. А тем самым к человеку приходит осознание того, что он ответственен за весь мир и за все, что в нем происходит. А.Швейцер и Э.Левинас в своих работах обрисовали это изменение ярко и выразительно. Другой порядок событий происходящих в западной культуре XX века - «безлюдное» производство, появление большого количества свободного времени, революционное развитие биомедицинских технологий, эмансипация, разработка различных видов оружия массового уничтожения, клонирование, генная инженерия, вопросы экологии - задает и потребность в новой парадигме нравственной ответственности.
При этом выявить новый тип нравственной ответственности необходимый для современности в рамках традиционных (христианских) ценностей довольно сложно, а может быть даже и невозможно. Поэтому и встает проблема формирования новой парадигмы нравственной ответственности с140
учетом всех многосложных, многоаспектных и разнонаправленных тенденций в развитии как самого современного общества так и человека.


Иванов С. О СМЕНЕ ПАРАДИГМЫ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 138-140.

Hosted by uCoz