В начало
Лехциер В. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Философские основания экологического мышления ищутся в современной философии на путях критики классической европейской рациональности и раскрытия новых принципов понимания. Традиционная модель понимания задается в европейской культуре метафизикой наличного или предметного. С точки зрения М. Хайдеггера, вся европейская философия, начиная с идеализма Платона, - это постепенное отпадение от бытия, извращение изначального греческого толкования бытия как фьюсиса. В ранней греческой философии бытие было чистым присутствием (нем. Anwesen), несокрытостью (гр. алетейей). Но с того момента, как «фьюсис» заменился «эйдосом», бытие соответственно превратилось «в наличное присутствие присутствия», в его фиксированную чтойность (нем. wesen -сущность) и тем самым в собственность восприятия. И затем европейская философия все время предлагала такие «суррогаты бытия», как идею, cogito, ценность, волю и т. д. Критика М. Хайдеггра, а затем и Ж. Деррида, направлена на властную, собственническую стратегию в отношении бытия, на сведение бытия к наличному.
Весьма показательно, что русское слово «понимание» имеет дурную наследственность и отягощено хватательными рефлексами. Этимология выдает его первородный грех: «понимание» восходит к «имению», «взятию». Понимание оказывается не просто жизнью смыслом и в смысле, но и жизнью, нацеленной на превращение смысла в собственность, в приколотый к картону экзотический коллекционный экземпляр. Знание мыслится как разновидность обладания, имения, чтобы иметь, надо взять, понять; без взятия, понятия не может быть ни понимания, ни понятия. Овладение, власть над смыслом осуществляется посредством понятия, завершенного смысла-знания.
В особенности подобная стратегия понимания получила свое обоснование в Новое время, когда мышление было истолковано как представление (постановка перед), а отношение к миру как субъект-объектное. Такую модель понимания мира и основанную на нем культуру Хайдеггер называет поставом (Gestell). Постав - это способ раскрытия непотаенности (aletheia), который правит существом современной техники и проявляется в извлечении, добывании, переработке, накоплении, распределении, преобразовании и прочих технических операциях. Техника как вид aletheia приводит представляемое к «состоянию-в-наличии», к состоянию несамостоятельности. «Состоящее-в-наличии» для Хайдеггера периода его статей о технике и «времени картины мира» есть по существу то, что он в «Бытии и времени» определял как «подручное» (Zuhandenheit), то есть средство использования, то, что дано в полное распоряжение и владение.
Поэтому вопрос о том, как возможно экологическое мышление в современном мире, есть в своей глубинной основе вопрос о том, как возможно преодоление культуры постава, как возможно иное понимание, не превращающая бытие в предмет объективирующих интенций, как возможно знание, не ориентированное, по Бэкону, на силу и власть?
В терминах Э.Фрома, имея в виду его фундаментальную дихотомию бытия и обладания, проблему можно сформулировать так: как возможно понимание не по принципу «иметь, обладать», а по принципу «быть»? Возможно ли понимать так, чтобы понимаемое оставалось как бы в самом себе, в своем собственном становлении, без того, чтобы становиться понятием понимающего? Сам Фромм в качестве ответа приводит хокку Басе «Внимательно вглядись! // Цветы «пастушьей сумки» // Увидишь под плетнем!». Понимание здесь трактуется как процесс смыслового вглядывания, созерцания, не претендующего на обладание.
Современная философия предлагает два пути преодоления субъект-объектного мышления и выработки мышления экологического.
Первый, как указывает Хайдеггер, содержится в самом поставе, имеющем двойственный характер. Постав как способ раскрытия непотаенности характерен не только для научно-технического производства, с его рационально-инструментальным покоряющим отношением к сущему, но и для художественного произведения. Оно также производит присутствующее в непотаенность, но это уже другое «поэтическое раскрытие потаенного» (гр. «пойесис»), не добыча и использование, а его осуществление. Осуществление позволяет потаенному пребывать в непотаенности. Художник тоже представляет мир, ставит его перед собой в качестве модели, но это отнюдь не представление гносеологического субъекта. Тут постав сбывается как постановка (performance): лицом к лицу. Натюрморт, постановочная фотография, театр. Везде здесь постав иной, не гносеологический, а инсценировочный. Это постав как театральная постановка или художественная выставка. С какой целью в художественном опыте ставится вещь? С целью показательных выступлений. Вещь выступает вперед и показывает саму себя. Но что она кажет? Только несводимость к своим ликам, к своей предметности, чтойности - она здесь не предмет обладания, а реальный другой, бесконечно становящийся в своей смысловой целостности. Видимо, поэтому философия XX века в поисках идеалов чаще всего обращается не к науке, а к искусству, «вопрошает поэтов», чье понимание мира выступает реальной альтернативой знающему и по-имающему мышлению науки.
Второй путь указывает в сторону апофатической традиции в мысли. На этом пути открывается положительное Ничто как Бытие сущего, а мир несмотря на все усилия объективирующего, гносеологического разума, остается странным и неизвестным, причем принципиально неизвестным и потому захватывающим.

Лехциер В. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 17-20.

Hosted by uCoz