В начало
Корнышова М. О СМЫСЛЕ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОЙ СВЯТОСТИ В ФИЛОСОФИИ И. А. ИЛЬИНА

Философские представления И.А.Ильина о высшей духовной ценности - идеале святости явились результатом переосмысления русской цер-ковно-религиозной традиции. Само понятие святости (как и соответствующее слово) гораздо древнее христианства и времени сложения русского языка, культуры и народа. В основе слова «святой» лежит праславянский элемент (svet=svent), присутствующий в балтийских языках и ряде иных языков. Этот элемент образует звено, которое соединяет теперешнее русское слово «святой» с индоевропейской основой k''uen-to, обозначающей возрастание, набухание, «увеличение» различных физических характеристик как результат действия особой жизненной плодоносящей силы или -позже - как её образ, символ. Со времени принятия христианства к идее материального роста присоединяется идея возрастания в духе.
Прежде всего, необходимо очистить понятие святости от всего внешнего и второстепенного, с чем оно ассоциируется в массовом сознании. Святость в христианстве - высший нравственный тип поведения; субъект подобного поведения, воплощающий соответствующую жизненную позицию - святой. Однако тот факт, что образ святого связывается с творимыми им чудесами, нередко заставляет проводить параллель между фигурой святого и фигурой мага. В истории канонизации святых на Руси зачастую преувеличивалось значение такого критерия для определения святости как нетление мощей - особого дара Божьего и свидетельства славы подвижника. Внесение «магической составляющей» в понятие святости затемняет его смысл. И.А.Ильин проводит различие между религиозным и магическим, совершенно справедливо отмечая, что магия ищет могущества, силы и власти. А сила святого - дар Божий, представляет собой проявление в феноменальном мире ноуменального, знак приближения к совершенству на духовном пути. Магия - власть, святое же - безвластие. Эту точку зрения разделяет современный исследователь православия Т.М.Горичева. Святость не давит, не налагает пут. Святость предполагает бескорыстное дарение, дар, приносящий добро, благо тому, кому он дается (благодать). Святой дарит животворную силу, исходящую от Бога, всем страждущим, нуждающимся в помощи. Через него благодать изливается в феноменальный мир, освобождая от его тяжести.
Понятие святости в греческом и латинском языках связано с идеей жертвы, поскольку слова «святой» и «жертва, жертвоприношение» в этих языках имеют общий корень. Перевод этих терминов на русский язык как «возрастания» предполагает соединение обеих идей, т.е. жертва приводит не к утрате, а напротив, к возвращению отдаваемого в многократном размере. Жертва святого - дар, который совершается с радостью. И.А.Ильин замечает что, обращаясь к Богу, святой не прекращает общение с миром и людьми. «Человеку духовной любви дано видеть в каждом другом человеке - его духовное естество, подобное огню... каждый раз, как он видит это огненное начало духа, он... воспринимает его любовью и радуется духом. Вот почему преп. Серафим Саровский говорил каждому человеку «радость моя»! Ибо дух радует, и любовь радует; и Божий мир нельзя ощущать духом без радости» (И.А.Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М.,1993. С.404).
Святой переносит центр внимания с самого себя на Бога и других людей, в любви он отдает им себя. Его служение можно уподобить горению, помогающему преодолеть отчуждение людей друг от друга. Он знает, что невозможно помочь всем, но именно по этому пытается помочь тем, кого встречает на своем жизненном пути. Святой не возвеличивает себя и не осуждает другого, ибо сознает, что никто не совершенен - путь к идеалу святости бесконечен. Следующий по пути святости стремится расширить и углубить пределы своего понимания человека - личным самоочищением от ослепляющих страстей, художественном вчувствованием в окружающих его людей, проникновенной интуицией. Идеал святости освещает дорогу другим. Смысл православно-христианской святости состоит в таком душевно-духовном «преобразовании», чтобы излучать лучи доброты, любви, благожелательства, сострадания и милосердия навстречу всем и всякому, кого пошлет Господь на земном пути святого, просветляя и помогая очищению их душ, пробуждая в них дух, сердце и совесть.

Корнышова М. О СМЫСЛЕ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОЙ СВЯТОСТИ В ФИЛОСОФИИ И. А. ИЛЬИНА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 143-145.

Hosted by uCoz