В начало
Левикова С. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА - СВИДЕТЕЛЬСТВО КОНФЛИКТА ИЛИ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ?

Проблема взаимоотношений поколений или тема «отцов» и «детей» является одной из вечных. Молодежная революция 60-х гг. XX в. с особой остротой поставила ее вновь, что привело к появлению целого ряда теорий и концепций, вскрывавших сущностные основания казалось имевшегося в то время конфликта поколений. Если, не вдаваясь в подробности, обобщить теории этого конфликта, то смысл их сведется к следующему:
1. молодежь - это понятие не только биологическое, возрастное, но, прежде всего, социально-историческое. Молодость - процесс активного освоения социальных ролей до «насыщения»;
2. с вступлением общества в индустриальную стадию развития особое значение приобретает фактор продолжительности периода обучения, оборачивающийся продолжающейся зависимостью «детей» от «родителей» после того, как уже достигнута физическая и физиологическая зрелость первых. Это - так называемая «затянувшаяся молодость», когда социальная зрелость отстает от физической;
3. старшее поколение консервативно и не всегда успевает за происходящими изменениями. Это приводит к критическому отношению к нему молодежи;
4. «отцы» и «дети» наблюдают друг друга главным образом в часы досуга, когда они не полностью адекватны себе.
Одновременно с теориями конфликта поколений получает распространение представление, согласно которому порождением и следствием данного конфликта является молодежная субкультура, в которую молодые люди «бегут» от проблем с родителями, из-за того, что в современных техногенных обществах «распалась связь времен» между поколениями. Это представление оказалось верным лишь отчасти: социологические исследования 60-90-х гг., проведенные в различных странах наглядно показали, что значение конфликта поколений изначально было очень сильно преувеличено.
Конечно, имеется определенное непонимание между различными поколениями. Оно существовало всегда. В моменты же социальных катаклизмов, в переломные моменты перехода от одной социальной ступени к другой могут наблюдаться обострения отношений между поколениями вплоть до конфликтов. Но не конфликт поколений толкает молодых людей в неформальные молодежные объединения. Скорее, конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультура, а его следствием. Молодой человек, оказавшись в неформальном молодежном объединении, переняв нормы, ценности, стиль, жаргон, манеру общения, «униформу» и т. д. этого объединения, перестает «вписываться» в привычную обстановку своей родительской семьи. Из этого следует, что проблема конфликта поколений в контексте молодежной культуры, хотя и играет определенную роль, то не столь значительную, какую ей приписывали вначале. Более того, несмотря на то, что основные «баталии» «отцов» и «детей», как правило, происходят в рамках семьи, на деле оказывается, что очень редко дети действительно восстают против собственных (кровных) родителей. Для них-«отцы» - это некий отвлеченный идеальный образ взрослых вообще, притесняющих их. И хотя, порой, «дети» и высказывают много не очень приятного собственным родителям, поскольку те ближе и им высказать это проще, чем, предположим, учителю, преподавателю, милиционеру и т. д., на деле оказывается, что, родители расхлебывают всё за всех, а реально их дела далеко не так плохи: дети переняли от своих родителей очень схожее с последними восприятие мира. Как писал Ф.Достоевский, «не так скоро поколение отрывается от того, что сидит в нем наследственно; не так скоро отказывается человек от того, что вошло в его кровь». Так, исследования института Гэллапа (1970 г.) показали, что представление о студенческом - и вообще молодежном - радикализме 60-х гг., а эхо было время так называемой Студенческой революции в США, когда по различным публикациям в СМИ могло создаться впечатление, что все молодые люди участвовали в этой революции, целью которой было создание контркультуры и принятие новой морально-этической системы с нетрадиционной для США иерархией ценностей, было сильно преувеличено. Комментируя эти результаты, журнал «Ньюсуик» писал, что «значительное большинство студентов преданы американским ценностям... Подавляющее большинство студентов признает пуританскую этику в качестве наилучшего пути к хорошей жизни». А Д.Френч отмечал, что контркультура зашла в тупик из-за того, что ее поборники оказались детьми своих родителей. Того же мнения придерживался и американский исследователь молодежи К.Кенистон, который обращал внимание на то, что «упускается из вида приверженность большинства студенческих активистов старым, традиционным американским ценностям»; а Ч.Рейч заметил, что «именно настроения родителей являются главным источником настроения детей». Во второй половине XX столетия аналогичные исследования проводились в различных индустриально-развитых странах, в том числе и в России; полученные результаты и сделанные выводы соответствовали таковым в США.
Упомянутые исследования свидетельствуют о том, что проблема конфликта поколений во многом надумана. Имеющееся несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях и т. д. различных поколений не является действительной причиной возникновения молодежной субкультуры и ухода молодых людей в неформальные молодежные объединения. Несмотря на широко распространенное мнение о том, что культура взрослых и молодежная субкультура противостоят одна другой, на деле это не подтверждается: взрослые вполне терпимо относятся к молодежной субкультуре, поскольку, в конечном счете, последняя является продуктом культуры взрослых, специфична для определенного слоя, гомогенна в социальном отношении и совпадает с нормами взрослых.

Левикова С. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА - СВИДЕТЕЛЬСТВО КОНФЛИКТА ИЛИ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ? // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 147-149.

Hosted by uCoz