В начало
Марисова Н. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В середине восемнадцатого столетия, которое А.Н.Радищев справедливо назвал «безумно и мудро», М.В.Ломоносов провозгласил: «Математику уже затем знать надо, что она ум в порядок приводит».
Почти два века спустя, в наши дни, когда курс математики изучается в начальной и средней школе, средних специальных и высших учебных заведениях, включая гуманитарные факультеты, а умы человечества приводятся в порядок «рацио» компьютера, люди все чаще размышляют об экологии культуры, которая может вдохнуть в ум человеческую душу.
Хочется верить, что именно такую цель - одухотворить знания, прививаемые детям в условиях средней общеобразовательной школы, - преследует программа гуманизации и гуманитаризации образования, проводимая в нашей стране в течение последних десяти-двенадцати лет.
Разные учебные заведения реализуют эту программу по-своему: педагогическая практика, формирующая знания, общеучебные умения и навыки учащихся, все чаще обращается к термину «рефлексия», ставя задачами каждого урока не просто включить в работу память ученика, а заставить его ощутить сопричастность и осознанную заинтересованность по отношению к изучаемому материалу. В учебные планы многих современных российских школ вошли и зарекомендовали себя как необходимые, бесспорно полезные, развивающие, курсы «Мировая художественная культура», «Народная культура», «Этика и этикет», «Культура поведения», «Театр», «Танец», «Декоративно-прикладное искусство» и проч. Все теснее становится взаимосвязь дидактического материала гуманитарно-художественных и естественно-математических дисциплин.
Объясняется это, в какой-то мере, общей тенденцией к процессу интеграции, наблюдающемуся в современной политике, экономике, международных отношениях, науке. Но более всего, на наш взгляд, это актуально потому, что при таком подходе к обучению, воспитанию, развитию молодежи формируется ее целостное мировосприятие, понимание процесса взаимопроникновения законов развития природы и общества, синкретич-ности науки и искусства как отражения общечеловеческой цивилизации и культуры.
Художественная педагогика последних лет трансформирует свои задачи от профессиональной подготовки специалистов в той или иной области художественной жизни к развитию духовно богатой, творческой личности вне зависимости от дальнейших образовательных перспектив подростка, обучающегося в средней школе, гимназии, лицее, учебном центре и проч.
В этом смысле интересен, на наш взгляд, опыт средней школы № 56 им. А.С.Пушкина г. Астрахани, где творческая группа учителей под научным кураторством ученых лаборатории взаимодействия искусств Института художественного образования РАО (руководитель лаборатории - член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Юсов Б.П.) разработали учебно-развивающий модуль, где учебный материал, изучающийся на предметах разных циклов (естественном, математическом, гуманитарном, художественно-эстетическом) интегрируется синхронно по времени рассмотрения на уроках и тесно взаимодействует между собой в содержательной части. Изучение материала предусматривает целостное освоение пространственно-понятийного или историко-цивилизационного пласта с изучением законов развития общества, природы, науки и искусства определенной эпохи. Так, например, после освоения учащимися начальной школы таких понятий и их соотношений как «семья», «традиция», «народ», «дом», «улица», «город», «Отечество», «планета» в пятом классе ключевой для изучения на всех предметах темой является «Древний мир», в шестом «Средневековье», в седьмом - «От Возрождения к Новому времени», в восьмом классе - «Наука и культура XIX века», в девятом - «XX век». Человек - природа -общество - наука - искусство. Таким образом, до окончания обязательной базовой девятилетней школы ученик постигает законы взаимодействия «рацио» и «эмоцио», точных наук и художественной культуры, общества и природы. Десятилетняя практика работы коллектива исследователей по культуроведческому развитию учащихся, включавшая в себя деятельность в режиме эксперимента, апробацию педагогической модели культуроведческого развития учащихся и режим функционирования школы инновационного типа показали и подтвердили следующие результаты: интеграция в преподавании учебных предметов в школе приводит к формированию у подростков целостной картины мира; синхронность подачи учебного материала, связанного единой ключевой темой, разгружает объем информации Для учащихся и дает возможность углубления в предмет; технология культуроведческого развития способствует развитию творческих начал в учебной деятельности подростков, которая затем трансформируется на решение профессиональных, жизненных задач и ситуаций; культуроведческое развитие учащихся способствует развитию духовной сферы личности при сохранении индивидуального профессионального выбора; применение рефлексивной педагогики сохраняет интерес учащихся к процессу обучения, познания, развития и самосовершенствования.


Марисова Н. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 152-154.

Hosted by uCoz