В начало
Никифорова Е. И.Г.ГАМАНН О СООТНОШЕНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА В КОНЦЕ XVIII ВЕКА

Конец 60-х г.г. XVIII века знаменуется появлением разнообразных художественных и теоретических трудов, в которых пробивает себе дорогу иное, нежели в роккоко и классицизме представление о мире, человеке, задачах искусства. «Подготовительная работа, проведенная Виландом, Га-манном, Клопштоком, Лессингом и Гердером, сформировала в немецкой художественной интеллигенции, испытавшей воздействие иноземных теорий и практики, стремление показать человека максимально правдиво». [Макаров А.Н. Штюрмерская литература в немецком культурном контексте последней трети 18 века: Автореф. дис. док. филол. наук. М., 1991. С. 14.].
Все художники, размышляя о человеке, искали возможность для наиболее точного выражения своих идей, своего понимания места и предназначения человека. Прежде всего это отразилось в противопоставлении Разума и Чувства, в возникшей на основе немецкого пиетизма философии «Чувства и веры», родоначальниками которой являются Гаманн и Якоби.
Распространение и укрепление чувства в значительной степени связано с кризисом разума, проявившемся в недоверии к его возможностям объяснить мир или внести в него гармонию, победив зло. С другой стороны, конфликт между разумом и чувством связан с изменениями в мировоззрении человека середины и второй половины века.
В 1770 году в немецкой литературе возникает новое течение «Буря и натиск» - немецкий вариант сентиментализма, как реакция на абстрактность и рассудочность классицизма и как выражение живого интереса к нуждам и чаяньям «третьего сословия». Отрицание всех норм и правил является одним из существеннейших компонентов этого явления. Под воздействием европейского сентиментализма писатели немецкого штюрмер-ства апеллируют к чувству, уравновешивающему, по их мнению, людей разных сословий и свидетельствующему о духовном богатстве людей труда, истинных «детей природы».
Борьба Гаманна против рационализма объективно оказалась плодотворной для штюрмерской эстетики. Он учит посредством своего творчества понимать творческий процесс как единство рационального и чувственного начал в человеческой личности, слившихся в нерасторжимое единство и даровавших мыслящему и чувствующему человеку возможность высшего приобщения к миру. Ее он называет интуицией. Это, по его мнению, специфическая творческая способность, возвышающая художника над прочими людьми, когда он видит причины, связи и влияния процессов и явлений окружающего его мира.
При помощи интуиции осуществляется художественное творчество, которое - как утверждал Гаманн - процесс бессознательный. В самопознании же главенствующую роль он отводил не разуму, который считал бессильным, а вере, основанной на внутреннем чувстве.
Философия Чувства стремилась к признанию в человеческой личности всех ее сил и способностей. Сам Гаманн считал себя свободным человеком, не признающим никаких других законов, кроме обязанностей и обстоятельств и подчеркивал, что его честь зависит от его совести, а счастье от собственного выбора. Как он напишет в 1772 году, свобода- максимум и минимум всех наших естественных сил, основа и конечная цель всего их развития. Поэтому поведение человека не может быть определено ни общепринятыми мнениями, ни государством. Каждый человек- сам себе хозяин, но вместе с тем и самый ближайший из своих подданных. Мыслитель считал, что «наша индивидуальность должна активно проявляться в каждом моменте каждого периода нашей жизни». (Кожевников В.А. Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму 18 в. и к критической философии. Ч. 1. М ., 1897. С. 186)
Гаманн сумел показать диалектическое единство разумных и чувственных начал в творческой личности. С его точки зрения, они наиболее полно проявляются в интуиции как естественно присущем подлинному художнику начале.

Никифорова Е. И.Г.ГАМАНН О СООТНОШЕНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА В КОНЦЕ XVIII ВЕКА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 156-157.

Hosted by uCoz