В начало
Новицкий С. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ КАК СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрения проблем экономики, управления (менеджмента) применительно к культуре осложняется тем, что и сам термин «культура» многозначен и, соответственно, в сферу культуры включается: то все что угодно, то только искусство, шоу-бизнес и туризм.
При последовательном аксиологическом подходе к культуре она представляет собой совокупность ценностей и «...определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой деятельности...» (Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПБ, 1996. С.65). Это касается и экономики и политики, и права и морали. Ценности культуры не представляют собой просто абстракции. Они конкретны, будучи реализованными, так или иначе, воплощаясь в разнообразных носителях, вещественных и невещественных.
Такая трактовка культуры и ее ценностей вполне может быть исходной для понимания своеобразного проявления культуры в экономической жизни и специфики управления, менеджмента в сфере культуры.
Результатом «производства» в сфере культуры тогда будут носители, обладающие определенным ценностным содержанием. Но каждый человек определяет ценности по-разному. Экономика же может рассматривать только те культурные блага, которые обладают общественной потребительной стоимостью. Культурное благо может стать предметом экономических отношений тогда, когда оно обладает общественной потребительной стоимостью (цена на данное благо складывается под воздействием спроса и предложения) это и есть продукт культурной деятельности. Под культурным благом понимается способность материального или нематериального продукта удовлетворять культурные потребности. Но само выделение понятия «культурное благо» или «культурный продукт» носит условный характер и будет крайне неверным рассматривать «культурные блага» как продукты труда и отождествлять их с прочими благами. Ценности как «продукт» не создаются заново (но и создаются всякий раз заново), они находят новое выражение в той или иной форме. Приняв данную условность, можно сказать, что экономисты изучают культуру как движение суммарного общественного труда, затраченного на создание, творческое материальное и нематериальное воспроизведение, обработку и хранение материальных и нематериальных продуктов сферы культуры, обладающих общественной потребительной стоимостью. Если же речь идет о продукте личного творчества, которым удовлетворяются собственные культурные потребности, то при его создании не протекают какие-либо экономические процессы, хотя удовлетворение личных культурных потребностей может иметь место.
Следующая особенность культурного продукта - отсутствие системности или запланированности его производства. Никто не может предсказать, к какому моменту времени будет произведен культурный продукт. Более того, невозможно и предсказать, какой культурный продукт будет произведен. Ибо всякое новое не есть логическое следствие уже существующего. Новое есть как бы «ход конем», то есть движение в совершенно неожиданную и неожидаемую сторону. Производством культурного продукта могут заниматься как организации, так и индивиды на профессиональной или любительской основе. Здесь отсутствует административный барьер на занятия этой деятельностью.
Наряду с производством, специфична и форма «потребления» культурного продукта, культурный продукт осваивается как окружающими, так и самим автором, при этом продукт не утрачивает себя.
Кроме того, у культурных продуктов отсутствует взаимозаменяемость, поскольку каждый продукт уникален и имеет настолько специфическую потребительную стоимость, что его нельзя заменить другим. Например, если мы хотим купить в книжном магазине конкретное произведение конкретного автора, то едва ли согласимся купить произведение другого автора и даже другое произведение того же автора.
Конкуренция между объектами удовлетворения культурных потребностей возможна, если отсутствуют пространственные или временные преграды. Например, пьеса, показанная по телевизору, может конкурировать с постановкой близлежащего театра.
Сравнительный анализ особенностей культурных продуктов по отношению к продуктам промышленного производства приведен в таблице.

Продукты промышленности Продукты питания

Серийное производство

Специфическое и индивидуальное производство
Усредненность Уникальность
Линейная зависимость между объемами вложений и результатами производства
Зависимость нелинейна и опосредована

Производство управляется на основе экономических категорий
Производство зависит от внеэкономических категорий

Спрос формирует предложение
В основном предложение формирует спрос


Изучение особенностей культурных продуктов и культурных потребностей, которые они удовлетворяют, имеет огромное значение для понимания специфики объекта управления в культурной сфере, особенностей подходов и методов управления, роли менеджмента в сфере культуры.

Новицкий С. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ КАК СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 157-159.

Hosted by uCoz