В начало
Сагатовский В. ЭКОЛОГИЯ АКСИОСФЕРЫ

Иногда говорят о неправомерности расширительного использования понятия экологии за пределами биологии. Но обобщение исходного понятия - нормальное явление в науке. Понять взаимодействие с внешней средой для культурных и духовных явлений не менее важно, чем для витальных. Поэтому можно и нужно исследовать экологию культуры, души и их сердцевины — аксиосферы.
Под аксиосферой я понимаю совокупность ценностей как оснований выбора целей и средств деятельности в менталитете личности и общности («симфонической личности»). Экология аксиосферы общности задается духовными, социальными и природными условиями её бытия. В экологии аксиосферы личности добавляется сложившаяся аксиосфера общности.
По своей природе аксиосфера есть явление информационно-энергетическое. Осознание ценностей на уровне общезначимой информации возможно до того предела, за которым начинается неповторимость экзистенции субъекта. Эта неповторимость выражается в базовых интенцио-нальных переживаниях, которые являются субстанциальной основой интерпретации любых информационных структур. На этом уровне взаимопонимание может быть только непосредственным, протекать как «размножение состояний» (В.А.Лефевр). Логично предположить, что эта субстанциальная основа информационных структур имеет энергетическую природу (аналогичную «культурной» энергии ноосферы по В.И.Вернадскому). Таким образом, аксиосфера связана не только с семантикой, но и с энергетикой окружающей среды. Значение усваивается информационно, тон может влиять непосредственно.
Формирование ценностей в глубине своей представляет собой под-(или сверх-?) сознательный диалог души и духа (экзистенции и трансцен-денции) в определенных социокультурных и природных условиях. Характер и сравнительный удельный вес духовных, социокультурных и природных составляющих экологии аксиосферы существенно влияет на характер последней. Однако реакция на эти составляющие определяется всегда наличествующими базовыми метаценностями созидательного поступка, преступления (в ницшевском смысле) и конформистского мимесиса. Иными словами, каждый подсознательно выбирает что-то в данной экологической ситуации, в том числе - в конформистском варианте - и отказ от самостоятельного выбора, следование «модным» и «престижным» ценностям. Метаценности в определенных экологических условиях как бы кристаллизуют вокруг себя соответствующую аксиосферу.
Развитая духовная атмосфера способствует формированию аксиосферы, ориентированной на «становящееся всеединство» (Вл.Соловьев). Напротив, торжествующая бездуховность - господству разрушительных антиценностей (самоутверждение любой ценой, безудержное наслаждение, бесконтрольность «машины желания» и т. п.). Социокультурные условия (менталитет, политическое устройство, тип экономики и т. д.) также создают неравные возможности для реализации того или иного аксиологического выбора (допустим, характер ориентации на ценность свободы и возможность следования ей в тоталитарном или либерально-демократическом обществе, в условиях российского, американского или японского менталитета). В настоящее время с помощью СМИ и пиаровских технологий осуществляется попытка насаждения массовой конформистской ориентации, коррелирующей с феноменом «восстания масс» (Ортега-и-Гассет). Природные условия включают в себя состояние природной среды (к примеру, характер рельефа, климата, степень экологической запущенности) и состояние самого человека, его физического и психического здоровья (например, характер формирования ценностей у акцентуированных личностей или в случае алкогольной или наркотической зависимости).
Развитие современного общества имеет очень неблагоприятную аксиологическую экологию. Это определяется сочетанием бездуховности (ориентация на максимальное господство и потребление, а не на созидательное единство с миром) со специфическим характером развития информационных дискурсивных практик (превращение деятельности, включая экономическую, в своеобразные виртуальные игры) и с деградацией окружающей природной среды (превращение её в мегаполисы, окруженные свалкой) и человеческого генофонда. В таких условиях возрастание деструктивно-конформистских тенденций аксиосферы неизбежно. Но не фатально. Ибо человек по своим сущностным (хотя и очень плохо реализуемым) возможностям - не просто «функция дискурсивных практик» (Фуко) или «общественных отношений» (Маркс), но субъект собственного выбора, способный к доопределению бытия, в том числе и собственной аксиосферы. «Переоценка ценностей» не в ницшевском или постмодернистском, но в созидательно-творческом, антропокосмистском смысле — вот что сейчас нужно.


Сагатовский В. ЭКОЛОГИЯ АКСИОСФЕРЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 20-22.

Hosted by uCoz