В начало
Осипова О. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РОССИЙСКОЙ ФАМИЛИСТИКЕ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАЛЛЕЛИ С ТРАДИЦИОННЫМИ ИДЕАЛАМИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Перспективы развития человеческой цивилизации и, конечно, России все чаще проступают в корреляции с традиционными идеалами социального устройства.
Такой потенциальной областью предстает институт брака и семьи, претерпевающий в настоящее время напряженные трансформации и поиск новых форм, адекватных современному состоянию общества. Проявляющийся кризис брачно-семейных отношений взаимосвязан с глобальными проблемами современности, соответственно и варианты развития брака и семьи неотделимы от перспектив всей человеческой цивилизации.
Экологическое измерение глобальных проблем, стоящих перед человечеством, послужило основой для формирования в западной социологической мысли социально-экологического подхода к оптимизации взаимодействия семьи и ее членов с различными уровнями окружающей биосоциальной среды (U.Bronfenbrermer). Этот подход нашел поддержку и в российской фамилистике (Е.Р.Смирнова). Актуализированы и экологические аспекты воспитания в педагогике (Н.С.Дежникова, Б.Т.Лихачев и др.).
Социально-экологический подход рассматривает последовательное вписывание друг в друга личности; круга семьи; родственно-дружеских связей; социальных учреждений; этнокультурной, религиозной, политической и экономической подсистем и, наконец, всей человеческой цивилизации. Этим социально-экологическая модель вступает в параллель с традиционным народным восприятием комплекса человек - семья - общество - мир.
Аксиологические воззрения традиционных народов прошлого и настоящего имеют много общего. Одной из экстраполирующихся в менталитет российского общества архаических систем ценностей выступает славянская традиция. Исследование специфики традиционных взглядов на взаимосвязь социально-природного мира выявляет архетипические идеи, проецирующиеся сквозь историческое время в общественное сознание современной России.
Архаичное мировоззрение древних славян религиозно и, одновременно, имеет яркий мирской характер и естественную экологическую направленность. Обоготворение Природы - исконная архетипическая черта, свойственная всем традиционным народам. Окружающая среда, имея собственное бытие, была непосредственно связана с человеком, откликалась на его мольбы и нужды, вступала в живое общение, проявляла участие в делах людей. Люди обращались к Природе, ища помощи, удачи и здоровья, силы для надлежащей общественной и семейной жизни, воспитания детей, защиты родины.
Славянские антропологические взгляды в полной мере отразили все архетипические особенности человеческого сознания. Мир людей представлялся славянам слаженной системой взаимодействий телесных и духовных компонентов, проявлением и составной частью единого Мироздания. Особенность мира людей мыслилась как возможность взаимосвязи со всеми уровнями бытия, стремление к соответствию поступков взаимопорядку Мироздания. Общество определялось и функционировало в таких аспектах как мировоззренческий (жречество), жизнедействующий и жизне-продолжающий (племя, род, семья), жизнеобеспечивающий (дом-жилище и
предметы быта).
Для древних славян сфера дома и семьи, рода была наполнена глубоким сакральным содержанием. Этические идеалы включали верность супругов в браке, любовь и заботу о детях и, обоюдно, о родителях, поддерживание добрых родственных отношений со всеми членами многочисленной семьи. Почитание дома и повседневного круга действий уходит своими корнями к пониманию взаимосвязанности всех уровней Мироздания, к осознанию высшей силы, предписывающей правила жизни, реализующиеся в этических традициях славян.
Актуализация традиционных брачных и семейных идеалов в современной России неуклонно повышается, несмотря на сопутствующий рост противоречивых и конфликтных социально-экономических ситуаций и сложных психологических проблем, что показывают социологические опросы, начиная с 90-х годов XX века (О.М.Здравомыслова, М.Ю.Арутюнян). Традиционная психологическая структура семьи, распределение ролей, экономическая и социальная взаимосвязь с внешним окружением все более приобретают популярность.
Анализ традиционных народных идей природопользования, социального устройства, матримониальных и семейных отношений, места и значения человека, позволяет видеть истоки ряда тенденций в общественном развитии России и намечать реальные и гармоничные перспективы будущего и, соответственно, выстраивать оптимальные формы брака и семьи на пересечении традиций и новаций. Данный подход позволяет также формировать, с учетом российской специфики, социально-экологические модели в гуманитарных и естественных исследованиях.


Осипова О. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РОССИЙСКОЙ ФАМИЛИСТИКЕ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАЛЛЕЛИ С ТРАДИЦИОННЫМИ ИДЕАЛАМИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 165-167.

Hosted by uCoz