В начало
Сапенок О. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ

В настоящее время сложилось представление об «антропологической экологии» (экологии человека) как о междисциплинарном комплексном научном направлении, ориентированном на изучение разнообразных аспектов взаимодействия человека не только с природной, но и прежде всего с культурной средой и направленном на поиски оптимальных способов жизнедеятельности человека, приемлемых для дальнейшего существования и развития человечества. Теоретическим основанием данного подхода к экологии человека выступает концепция культуры как средства выживания человечества, зафиксированная в определении культуры ЮНЕСКО. В рамках указанного подхода предметом исследования выступают важнейшие социально-культурные, духовные, научные, нравственные и эстетические феномены, которые обеспечивают сохранение духовности и выживание человека как био-социокультурного существа. Одним из таких феноменов является художественный парк.
Под художественным парком понимается произведение ландшафтного искусства в качестве «творческой самодовлеющей предметности» (А.Ф.Лосев), созданное по законам красоты своей эпохи и в образно-символической форме выражающее исторически-духовные, философско-религиозные, ценностно-ориентационные и эстетические структуры конкретной культурно-исторической эпохи. Садово-парковое искусство, искусство организации пространства художественного парка синтезирует в себе художественные и интеллектуальные достижения конкретной культурной эпохи. Именно это и создает особое культурное пространство парка, где человек проецируется не только чувствующим (высочайшим достижением садово-паркового искусства является умение мастера сформировать ландшафт, создающий настроение), но и мыслящим субъектом (зачастую в истории культуры парк выступал пространством, способствовавшим поискам в области поэзии, философии, искусства, вспомним сады философов в Древнем Китае, «сад» Эпикура, сад при Академии Платона и Ликее Аристотеля - места уединения и размышления, философствования, интеллектуального поиска). Таким образом, выступая местом пересечения чувственного и рационального опыта субъекта, художественный парк представляет собой особый жизненный мир (сферу отдыха, уединения, развлечений,размышлений), особым образом организованное культурное, знаково-символическое пространство.
В организации знаково-символической структуры каждого конкретного художественного парка были синтезированы чувственно-символические формы, наиболее значимые для интеллектуального и сенситивного опыта личности. Символика культурного пространства парка, артикулируя «плоды» творческой фантазии, «синтезов» воображения, чувственно-символических форм человеческой телесности, интеллекта, миросозерцания, определяет организацию садово-парковых пространственных объемов и пространства, цветовых и световых эффектов, создающих у посетителей парка определенные настроения и мысли. В символике парка как бы моделируются основополагающие ситуации человеческого бытия и пересекаются с чувственно-рациональным опытом предшествующих поколений, в ней заложена телесность человеческого бытия и идеальные формы миросозерцания, мышление и аффекты. Таким образом, «чувственно-символические формы» художественного парка образуют многогранную систему, опосредствующую связь непрерывных потоков из прошлого в настоящее чувственного и рационального опыта субъекта.
Необходимость анализа культурного парка в качестве одного из важнейших феноменов, способствующих духовному выживанию человечества, очевидна. Современный урбанизированный человек стал заложником своей собственной градостроительной фантазии, экспериментирования с новейшими материалами, пространственными формами и цветовыми эффектами. Он душой и телом оказался порабощен той искусственной механической отчужденной средой, которую создал для себя. Оторванный от естественной среды, увлеченный потоком научно-технического прогресса в сфере градостроительства, он потерял самого себя в качестве чувствующего и мыслящего субъекта, переживающего яркость и богатство ощущения полноты бытия. Как и в прежние эпохи, когда там, где создавались города, возникали и парки, позволяющие в городской среде установить более тесную связь человека с природой (даже жители средневековых городов пытались смоделировать образ природы в миниатюрном парке на малейших участках земли) выход из сложившейся ситуации человек пытается найти в общении с природной средой. Или природной средой, ставшей неотъемлемой составной частью культурной среды. Поскольку художественный парк представляет собой идеальное место для содействия всем поискам разума в области поэзии, философии, религии, любви, а также для отражения своего собственного «Я» в мире вещей, постольку в пространстве художественного парка общение с природой в естественных условиях обогащается новыми качествами и свойствами, связанными с реализацией субъекта как духовного, мыслящего и чувствующего существа. Соответственно, исследование художественного парка в качестве одного из средств духовного выживания человечества предполагает экспликацию и анализ в русле культурно-исторического процесса многообразия взаимосвязей человека и культурного ландшафта, созданного его художественным воображением.


Сапенок О. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПАРК КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 174-176.

Hosted by uCoz