В начало
Скорик А. ПЕРЕСМОТР КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭПОХУ РОМАТИЗМА

Ускорение темпов жизни увеличение объемов информации приводит к тому, что на переломе веков человечество в последнее время всегда сталкивается с необходимостью произвести определенный пересмотр ценностей, в том числе и культурных. Теперь мы воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся, но до рубежа XVIII-XIX веков этой традиции еще не существовало. Именно в то время в Европе и Америке появилось неоднозначное и внутренне крайне противоречивое духовное течение, получившее название - романтизм. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что романтики зародили стремление проводить ревизию ценностей под конец каждого века.
Романтизм в полной мере можно характеризовать как пересмотр всех культурных ценностей. В его основу легло принципиально новое мироощущение, попытка дать новый рецепт взаимоотношений человека и мира. Идеалы романтизма проникли во все сферы духовной жизни человечества: философию, музыку, литературу, театр и пр.
Причин для возникновения романтизма было несколько. Одной из основных стало то, что к рубежу XVIII-XIX веков господство рационализма в мировой культуре достигло определенного апогея, что и проявилось в Великой Французской революции. Рационалистическая культура Просвещения поставила проблему свободы, но, вдохновленная идеалами Просвещения, Великая Французская революция решила эту проблему крайне неудачно. Реакцией на неудачу революции и кризис рационалистических ценностей Просвещения стало стремление к иррациональному пути к свободе, нашедшее свое воплощение в идеалах романтизма.
Примерами иррационализма в культуре романтизма могут стать увлечение романтиков мифологией и интерес к «ночному сознанию», проявившейся как во многих литературных произведениях, так и в музыкальном жанре «ноктюрн».
Для культуры романтизма стало характерным воспринимать весь мир как текст, идти к истине через слово, что проявилось в зарождении герменевтики. Да и самоименование «романтизм» можно произвести от литературного жанра романа, который воспринимался как жизнь в форме книги. Необходимо отметить, что пользовавшийся огромным авторитетом у романтиков Фридрих Новалис говорил, что «роман есть история в свободной форме, как бы мифология истории».
В отличие от философии Просвещения, романтизм придал свободе не общественно-политическое, а сугубо индивидуалистское значение (чему в очень большой степени способствовал сентиментализм), возвеличив гения, творящего и разрушающего по своему произволу. Кризис идеи Абсолютного Разума породил романтическую иронию. Большой интерес проявляли романтики к фольклору. Еще большее значение придавалось поэзии, как к некоему первоисточнику и философии, и религии, и искусства.
Однако, несмотря на свою, казалось бы, радикальную оппозицию культуре Просвещения, романтизм не уничтожил ее, а своеобразно дополнил и развил. Эпоха романтизма знаменует собой завершение тысячелетнего развития европейской культуры, окончательное оформление всего того, что мы теперь именуем «классикой». Таким образом, и романтизм, и Просвещение стали равноправными звеньями в цепи развития мировой культуры. Именно этим ревизия культурных ценностей, произведенная романтиками, и интересна для нас. Она являет пример саморазвития культуры, поисков новых альтернативных, перспективных путей, которые не всегда являются однозначно позитивными или прогрессивными (примером тому служит сама внутренняя противоречивость Романтизма), но без которых представить существование культуры невозможно.

Скорик А. ПЕРЕСМОТР КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭПОХУ РОМАТИЗМА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 178-180.

Hosted by uCoz