В начало
Соколов Е. «ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ» РОЛЬ МАССКУЛЬТА

1. Нет ни малейших сомнений в том, что немассовая культура (элитарная или до-массовая) - «продукт грязный», замусоренный всевозможными наслоениями, скрывающий в своей толще множество нечистот, т.е. «экологически неблагонадежный». Грязный - по смыслу, а значит и по процессульности. Его эксплуатация совсем небезопасна, а результат воздействия - не жестко программируем и далеко не всегда способствует «совершенствованию человеческой природы». Любой осколок прошлых культур, либо привнесенный из иных культурных организаций, - многослоен, предполагает многовариантность. Такая «экологическая нечистоплотность» может, порой, просто ввергнуть в нигилистическое отчаяние: да существует ли он вообще, тот ведущий культурный мотив (смысловой гештальт), осознаваемый, утвержденный и многократно повторенный в иных регистрах той же самой культуры; возможно ли его схватить-услышать среди прочих шумов и диссонансов, или он - лишь фатум, наша собственная, новоевропейская, навязчивая идея везде и всегда, даже там, где его не может быть в принципе, искать «концентрированный тематизм», запечатленный в «основной идеи» или в «смысловом слогане», тот, выкроенный по некоему «перфоэлементному», шаблону незамысловатый мотивчик, что сразу и навсегда западает в память. Иначе говоря, не есть ли то - просто привычка нашего взгляда и нашего слуха?
2. Можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря такой неэкологичности (дву/многосмысленности) подобные немасскультовые феномены сохраняются продолжительное времени в активно-востребованном ассортименте культурных программ, не исчезают и не выпадают из поля зрения потомков. Смысловая замусоренность, наличие в толще эйдетических полей самых разных образований, стратегий, полей, регистров и реестров «реальности», как раз и позволяют каждому следующему поколению, даже при радикальной смене «ладогармонической ориентации», отыскивать в плотности шумов себе созвучное мелодическое образования, слагать собственную смысловую и оперативную последовательность. Естественно, что при этом культур-феномен, даже когда он феноменально остается в тех же, очерченных еще при рождении, пределах, видоизменяется (полностью или частично), он - уже не тот, не идентичен самому себе, нофеноменально он продолжает существовать, не исчезает полностью. Таким образом, «грязная» и «непроясненная», не имманентная себе культура имеет гораздо больше шансов репродуцироваться достаточно долго, нежели культура «чистая» и «экологически безупречная».
3. Немассовые культур-продукты, как скрывающие в себе множество побочных смысловых шумов, только из самих себя не способны определить ни регламенты собственного функционирования, ни поля утилизации. То, что «одаривает вечностью», в то же время делает их абсолютно безвольными. Разумеется, ускользание от любого регламента, смысловая индифферентность, «всеядность и вседоступность» - великое благо, но и не менее великое зло. Ибо, вопреки широко-распространенному мнению, великие образцы великих культур сами по себе ничему не учат и никакой особой пользы не приносят. Вспомним хрестоматийный пример: немалое изумление вызывало то, что - «оказывается»! - палачи-садисты фашистко-гестаповских застенков были «высококультурными людьми», отнюдь не понаслышке знакомыми с «высочайшими откровениями человеческого духа». И что, сделало это их лучше, гуманнее, благороднее, справедливее? Застраховало от низости и подлости? Нет конечно. Да и не могло в принципе, ибо благодаря своей «смысловой лояльности» такие культурные образования включают и возвышенную нежность, и звериную непристойность в равной степени. Им одинаково имманентны и «разумное-доброе-вечное», и «грязное-подлое-низкое». Поэтому, они нуждаются в предварительной «обработке», в процессе которой «безусловно позитивное» отцеживается, выкристаллизовывается, и лишь потом запускается в активный культурный оборот. Какой именно смысл вкладывается в «безусловно позитивное» зависит от времени и места, он обязательно меняется от эпохи к эпохи, от народа к народу. Такая экологическая «очистка» происходит благодаря внешним, зачастую принудительным, операциям, ибо способностью самоочищаться такие культурные организмы не обладают. А посему, повторим, они, сами по себе, в своей аутентичной первозданности, чрезвычайно вредны и человеку вообще, и современному - в особенности.
4. В наше время беззаветной борьбы за экологическую стерильность задачи очищения и избавления от «вредных для жизнедеятельности человека шумов» не могли не затронуть как сферу смыслополагания, так и область культурного моделирования. Вполне созвучно времени и радение за чистоту культур-продуктов, отсечение от них «неблагоприятных» наслоений. В этом отношении руганный-переруганный, навсегда заклейменный позорным пятном масскульт как раз и выполняет такую очистительно-спасательную роль. В самом деле, массовая культура - абсолютно стерильна, оперирует чистыми, хорошо известными, формама-схемами, многократно уже опробованными в качестве эффективных моделей. Как принята говорить: массовая культура вообще, и массовое искусство в частности, паразитируют на немассовых, «грязных», культур образованиях, эксплуатируют их. Такие масскультовые образчики ясны по смыслу, непритязательны, выпеваемый им мотивчик-гештальт слету западает в душу и, в различных декоративных вариациях, отлитых по шаблону-формуле, повторяется вновь и вновь. Конечно, используются очень простые и понятные идеи-состояния, обидно именуемые примитивными, но они - абсолютно «правильны» и с точки зрения доминирующих культурных тенденций, и с почти зрения социальной прагматики. Можно в разном обвинять масскульт, но едва ли кто усомнится, что «ширпотреб» и с морально-нравственной стороны безупречен, и политически корректен, и социально благонадежен. С какой стороны ни подойди - сплошная польза; масскульт очищает смысловое пространство культуры, проясняет ориентиры, дает «грамотные» указания «на каждый день», ориентирует в шумовой толще многоликой действительности, и, в итоге, - облагораживается,реально сея «разумное-доброе-вечное». Причем, благодаря тому, что образцы масскульта формируют сознание-смыслы, согласуя «структуры воздействия» со «структурами восприятия» и фиксируя их определенной птостоянной точке, тем самым корректируя культурные слух и зрение, они «расчищают», производят экологическую экспертизу-дезинфекцию и в других , немассовокультурных образованиях, инвестируя в них собственный, сегодняшний, культурно-позитивный канон. Безусловно, такие чистые культурные формулы абсолютно нежизненны, но ведь если из организма, повинуясь экологическому безумию, удалить все, и в первую очередь болезнетворные, вирусы-бактерии, то человек умрет, так же как неминуемо задохнется в абсолютно чистой, стопроцентно-кислородной, лишенной любых примесей атмосфере. Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного РГНФ. Грант № 00 -03-00179а.

Соколов Е. «ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ» РОЛЬ МАССКУЛЬТА // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 182-184.

Hosted by uCoz