В начало
Виноградова Е. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Развитие современной науки, космонавтики привели в конце XX в. к( формированию своеобразного геоцентрического мировоззрения т.к. исследование космоса позволило осознать факт, что, скорее всего, люди являются единственными носителями разума. Оказывается, что нас окружают безжизненные миры и поэтому задача человечества сохранить себя, свой разум, свою цивилизацию для Вселенной, что без разумной деятельности человек Вселенная просто глупа (Пырин А. Г. Земля - центр Вселенной // Вестник РФО. 2001. №2. С.34). Этот своеобразной поворот в развитие представлений человек - природа - Вселенная приводит к мысли о необхс димости глубокого всестороннего анализа места человека в современном мире и характере его отношений к природе.
В связи с этим встает вопрос о том, в какой степени решение экологических вопросов обусловлено господствующими в настоящее время системами ценностей. Долгое время характерной чертой всей западной культуры было завоевательское отношение к природе. «Классический» тезис, сформулированный в нашей стране в условиях сталинизма, как известно,гласил: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша! задача». Под этим лозунгом шел в нашей стране активный процесс ее «покорения». Чем это обернулось для страны - общеизвестно. Несмотря на провозглашение нового мышления, экологические принципы развития по- прежнему не вписываются в отставшую от времен застоя административно-командную систему управления. Эта система, чувствую приближение своей гибели, дает «последний и решительный бой» новому хозяйствованию. Начался давно и продолжается сейчас открытый, откровенный, ничем неприкрытый процесс «растаскивания» государственной собственности по j частным престижным квартирам». Это относится и к земле.
Размеры этого безнравственного шабаша человечество потом учтет и подсчитает, но какими критериями подсчитать тот ущерб, который нанесен, и еще будет наноситься скопищем невежд природе? И каков предел этим бесчинствам? Вопрос риторический. Однако осознание надвигающейся экологической катастрофы становится точкой отсчета для создания в обществе новой системы ценностей. В такой ситуации на первый план выдвигаются проблемы духовного развития общества, гуманизации всех сфер жизни общества, всей системы образования и воспитания.
Приходится признать тот факт, что в зависимости от того, насколько эффективно общество может влиять на духовный мир личности во многом будет зависеть судьба общества, человеческой цивилизации.
Пришло время, когда человек становится ответственным за дальнейшее развитие и общество и биосферы. Связь «Человек - природа - Человек» становится определяющей, возникает потребность в формировании общей стратегии во взаимоотношениях человечества и биосферы.
Хорошей подсказкой в решении проблемы гармонизации отношений человека с природой служат слова Н.Г.Чернышевского: «Где является человек, тем природа должна воссоздаваться трудом человека. Народ вносит запустение и одичалость в свою страну, если не вносит в нее культуру».
Современное общество располагает необходимыми научно-техническими, технологическими средства, чтобы готовить людей способных работать в суровых, экстремальных условиях освоения грозных сил природы. Это должны быть люди с высоким чувством ответственности и дисциплины, способные чутко реагировать на мгновенные изменения обстановки. А это требует широких и разносторонних знаний, синтетического восприятия культурных достижений.
Человек, к сожалению, не рождается с готовым чувством понимания природы, - этому чувству бережного отношения к природе, его надо воспитывать с детства.
Под влиянием всерасширяющейся промышленной деятельности человека происходит формирование новых экосистем, что влечет за собой изменения в образе жизни и поведении людей. Меняется и само восприятие человеком природной, а, следовательно, меняется и взаимоотношение человека с природой. И те отношения, которые были вчера, не похожи на те, которые будут завтра.
В этих условиях резко возрастает роль гуманитарного образования, гуманитаризации всего воспитательного процесса.
Общество как никогда заинтересовано в воспитании культурного человека. Оно вырабатывает различные средства, методы, способы воспитания, но воспитывает оно в классе, называемом «природа», которая в свою очередь служит основой многообразия человеческих чувств и эмоций.
В настоящее время можно сказать, по «человеческому отношению» к природе, при котором среда обитания становится не просто условием существования человека, но и основой его культуры, следует судить о степени цивилизованности общества.
Таким образом насущная проблема общества - воспитание человека с высокоразвитым культурным и эстетическим восприятием природы.
В связи с наступившими и грядущими переменами в системе образования в РФ предлагается ввести в качестве федерального компонента учебного плана по всем специальностям преподавания экологических дисциплин, например «природопользование», или «человек, природа, нравственность».


Виноградова Е. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 22-24.

Hosted by uCoz