В начало
Тафинцев А. НАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ САКРАЛЬНОГО МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1. XX век характеризуется взрывом музееделания, своего рода музее-фикации культуры и социальной реальности. Эта тенденция довольно противоречива и неоднозначна, как по условиям и причинам своего возникновения, так и по формам осуществления (напр., заметно «размывание» первоначального смысла понятия музей и его функций в культуре). Однако есть и иные проявления - возникновение музеев сакральной культуры.
2. Любой музей является воплощением конкретной формы (форм) аккумуляции и зримой актуализации какой-либо сферы (сфер) социального опыта, памяти. Память - это сохранение и организация информации о прошлом, т. е. того, что уже «стало добычей смерти», но продолжает жить в предметных, языковых, идеальных и иных формах. Память является способом сохранения непрерывности времени и противостоит смерти как образу его дискретности (характерно, что в мифологии Мнемозина - память, мать муз, противостоит Лете - забвению, смерти). В предметной, музеефикационной форме это противостояние осуществляется через «омертвевшую», застывшую в вещах деятельность. Обращая внимание на сущностную и этимологическую связь музея с музами, подчеркнем особо связь муз с особым родом «духовного возбуждения, связанного... со сферой сакрального...» (В.Н.Топоров).
З.П. А. Флоренский разработал глубокую и оригинальную теорию культа как основы возникновения и развития культуры. История становления культуры есть, согласно П.А.Флоренскому, история распада, расщепления культа как органического единства всех видов человеческой деятельности, центром которого прежде являлись святыни и таинства, на обособленные формы этой деятельности за счет десакрализации человеческой
жизнедеятельности в целом.
4. На основании п.п. 2-3 можно допустить, что любой музей в «снятом» виде содержит сакральные основания, являя собой результат десакрализации и расщепления культа в историческом процессе. Отношение к памяти, олицетворяемое и воплощаемое музеем, также несет на себе печать сакрального (ср. мысль П.А.Флоренского о памяти как жажде вечности, что является основой религии и идею Н.Ф.Федорова о храме предков как первом музее).
5. Множество музеев (художественных, литературных, краеведческих и т. д. и т. п.) хранят собственно сакральные культовые предметы. Распространено мнение, что вне религиозной практики культовый предмет становится «мертвой вещью». Поэтому эти предметы должны быть в той или иной форме возвращены в культовую практику. Однако, во-первых, столь «трепетное» отношение к предметам собственного культа в различных конфессиях было не всегда (см., например, информацию академика В.Л.Янина об уничтожении предметов культа в XIX веке в Новгородской губернии непосредственно служителями культа), не говоря уже о многочисленных исторических примерах отрицательного отношения одой конфессии к культовой утвари других. Во-вторых, русский христианский мыслитель XIX века Н.Ф.Федоров отмечал, что «в сущности, светское и духовное составляют не два царства, а одно; это две односторонности, ...насильственно отделенные, искусственно отвлеченные одна от другой». В-третьих, конец XX века характеризуется интенсивной музеефикацией собственно сферы сакрального (создание «Сада религий» на Тайване, Музея религиозной жизни и искусства св. Манго в Глазго (в обоих случаях – при участии различных конфессий) и т. д. Исторически первым в этом процессе было создание Государственного музея истории религии в 1932 г. в Ленинграде.
6. Религия - едва ли не самый значительный «пласт» человеческой культуры. Исторически культура содержит в себе религиозные основания, которые тысячелетиями питали ее и укрепляли в человеке уверенность в неслучайности жизни и многообразия ее проявлений. Поэтому музеи сакральной культуры призваны выполнить в современности ряд важнейших функций, в том числе - воочию явить прошлое единство культуры и ее движение к возможным новым интегративным формам, равно и сам процесс «от культа - к культуре» как противодействие энтропийным тенденциям в мире и т. д.
7. Сакральный музей - явление принципиально новое и едва ли не самое сложное в музейном мире рубежа XX-XIX веков. Он должен передать содержание каждой представляемой религии как особо организованный мир, вселенную, а не единичное явление человеческого духа, даже и явленного в лице гения. Это тем более необходимо подчеркнуть, что исторически конкретная религия никогда не оказывается завершенной. Поэтому сакральный музей - это музей незавершенного общечеловеческого процесса, по сути - виртуальный музей во всей его исторической, духовной, психологической и т. п. многозначности, противоречивости и необходимости (о виртуальности как проблеме современной культуры будет сказано особо).
Музей сакральной культуры являет собой потребность современной культуры представить свое прошлое и будущее как сложное единство и не менее сложные пути к нему, на которых происходило и происходит осмысление фундаментальных проблем бытия человека и культуры.

Тафинцев А. НАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ САКРАЛЬНОГО МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 184-186.

Hosted by uCoz