В начало
Чемякина А. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия человека стала природа. Превращение "натуры" в "культуру" начинается именно на материальном уровне. Дерево, камень, металл и прочее становятся объектами преобразовательной деятельности человека, превращаясь в конкретную вещь, помогающую человеку удовлетворять свои потребности и прежде всего служащую достижению утилитарных целей. Но вешно-предметная среда культуры, являясь результатом переработки вещества природы, его переформованием, оказывается неоднородной. Она включает в себя, как минимум, два класса вещей. Первый создается с целью обслуживания, удовлетворения материальных потребностей по воспроизводству человеческой жизни, второй - для удовлетворения духовных потребностей (например, бытовая посуда и мебель, с одной стороны, и чаша для евхаристии и одежда священнослужителей - с другой). Это позволяет, на наш взгляд, использовать понятие "материальная культура".
Мы будем понимать под материальной культурой ту часть вещно-предметной среды, которая имеет утилитарную направленность. При этом мы, рассматривая вещи и действия, с ними связанные, в культурологическом аспекте, мы должны указать их овеществленные идеальные значения, опредмеченное ценностное содержание. Через чувственно воспринимаемые формы предметов материальной культуры существует, воспринимается и используется общезначимый опыт поколений, то, чем эта вещь ценна и значима. Как духовная культура - это мир таких ценностей, как истина, справедливость, добро, человечность, красота и т. п., так и материальная культура выступает как совокупность определенных ценностей. Только ценности здесь сфокусированы на практической целесообразности деятельности человека по воспроизводству жизни. Именно они являются точками приложения творческих созидательных устремлений человека и определяют направление развития вещно-предметной среды. Предлагается выделять следующие смысловые "узлы" материальной культуры: функциональность, экономичность, безопасность, гигиеничность, экологичность и удобство.
Удобство использования и производства предметов исключительно значимо для человека. Удобная вещь - эта такая вещь, которой хорошо, приятно пользоваться, она максимально соразмерна человеческим устремлениям и усилиям. Удобство как некий значимый ориентир развития предметов материальной культуры выступает, на наш взгляд, синтезом других вышеназванных смысловых усилий человеческой деятельности. В "удобстве" они обязательно присутствуют в снятом виде. Это их своеобразная мера, порождающая у человека чувство удовольствия при использовании этой вещи. Удобство вещно-предметной среды, окружающей человека, является условием гармонизации (пусть и на низшем уровне) отношения человека с миром. Удобная вещь не выскальзывает из рук, занимает мало места при хранении и транспортировке, экономит время и нервы: складные зонтики и велосипеды и даже зубные щетки, дистанционное управление, и мобильный телефон, и т. д. до бесконечности. Именно до бесконечности, потому что человеческие потребности не имеют внешнего ограничения для своего
роста и экспансии. Бег человечества наперегонки с самим собой (К. Лоренц) может приводить и приводит сегодня к своей противоположности.
Фактически до конца XIX века основной объем вещей материальной культуры создавался и воспроизводился на основе ручного труда. Вещь, даже будучи товаром, имела свою индивидуальность, которую придавал ей изготовитель - Мастер. Вещь подгонялась по всем параметрам под своего владельца - Хозяина. Вещи, сделанные ручным способом, не порабощали человека ни качественно, ни количественно, так как их производство очерчено ограниченностью возможностей человека. Удобство вещи индивидуализировалось.
Машинное производство принесло в мир материальной культуры стандарт, массовость. Изменилось и основание такой значимости, как удобство. В изобилии штампуемые вещи должны быть удобны для всех и для каждого, т.е. усредненно, обезличенно удобны. В какой-то степени теперь все вещи не удовлетворяют человека своей обезличенностью. Вещь с легкостью может быть заменена на подобную. Вещь может быть взята напрокат. Это сначала поколебало, а затем свело на нет такую смысловую ориентацию мира материальной культуры, как прочность, долговечность. В прежние времена добротность произведенной вещи предполагала, что «сносу ей не будет». Сегодня стремление людей к обновлению, разнообразию ориентирует основные силы производителей на модернизацию производства, создание новинок. Вещи выходят из употребления не потому, что износились, сломались, а просто потому, что появились вещи этого же класса, превосходящие прежние хотя бы по одному из указанных значений: функциональности или экономичности, безопасности или удобству.. Поэтому современные свалки представляют собой печальное зрелище, здесь покоятся не умершие вещи, а живые, только чуть постаревшие. Сложилась парадоксальная ситуация: массивный, прочный, фундаментальный мир материальной культуры стал порождать у человека ощущение непостоянства, мимолетности и даже враждебности. [Чирков Ю. Дарвин в мире машин. М., 1999].
В материальной культуре человек встречается с самим собой. Скорость развития современной индустриальной цивилизации, слишком большая власть техники и всей материальной культуры над природой и человеком, на наш взгляд, превращает вопрос материальной культуры в духовный вопрос.

Чемякина А. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 186-189.

Hosted by uCoz