В начало
Черникова Р. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ

Проблема взаимоотношений человека, общества и природы достаточно остро стояла на всех этапах развития человечества. При этом ссылаются на расходование полезных ископаемых, включая энергоносители, сокращение растительного покрова, биоразнообразия, уничтожение экосистем, вещественные и энергетические отходы, создающие радиационное загрязнение, парниковый эффект и т. д. Не менее суровая глобальная опасность -накопление генетического груза. Как бы ни высказывали мнение специалисты в оценке конкретных деталей и сроков, сокращающийся в каждом следующем поколении процент полноценных в медицинском отношении детей свидетельствует о том, что при сохранении наблюдаемых процессов биологическая деградация в обществах, радикально ограничивших естественный отбор - вопрос времени...
Генетическое перерождение человека - только один из аспектов тех коренных трансформаций, без которого сохранение цивилизации на нашей планете исключено. Еще один аспект связан с динамичным развитием и распространением компьютерных систем, что составляет необходимую предпосылку для роста продуктивности производственных технологий. Такой, с позволения сказать, «гуманизм», предполагает ликвидацию человека, дабы он не мешал дальнейшему процветанию цивилизации.
Идеологи технократии выдвигают против человека в сущности единственный, но серьезный довод - прогресс. Он неотвратим, его не остановишь.
Итак, встает вопрос: каким образом возможно изменить ход событий, чтобы обеспечить сохранение цивилизации, и чем для этого придется пожертвовать?
Любой здравомыслящий аналитик понимает, что буквальный возврат в прошлое невозможен. Имеются также разногласия по поводу того, какое именно общество считать гармоничным: средние века, античность, палеолит? Обычно считается, что в добрые старые времена люди были здоровее и счастливее, не сталкиваясь с экологическими кризисами. Существуют также и рекомендации экологов под призывом типа «назад - к Природе», «жить в согласии с законами Природы» и т. д.
Признав, что развитие непременно сопряжено с потерями, научившись сдержанно относиться к вопросам по поводу будущего, мы должны быть готовы к отбору оптимальных стратегий обеспечивающих сохранение цивилизации при минимуме издержек. В частности, в роли образования и воспитания XXI века необходимо отражать идеи великого Канта, который в XVIII в. говорил о единстве практического и теоретического разума. Уже тогда он был обеспокоен противоречивыми возможностями научного, теоретического разума, который может очень далеко зайти не считаясь с требованиями нравственного сознания. Нынешнее состояние дел и надвигающаяся экологическая беда имеют не только внешние причины, но и глубоко внутренние, которые коренятся в самом действующем и мыслящем человеке. Мы не осознаем сегодня в полной мере значение практического разума и самого «мира должного», того, что гуманистическая мораль - неотъемлемая бытийная характеристика человека и общества. В обществе плохо работают механизмы, приемы и способы, которые человечество выработало для внедрения гуманистической морали, для формирования нравственного человека и, прежде всего потому, что сама мораль как ценность отодвинута на последнее место в современной предельно активной деятельности человека, где главная оценка - эффективность и технический результат. Казалось бы, способы внедрения морали, формирования нравственности знают все мировые религии, которые обладают немалым потенциалом для решения проблемы нравственного воспитания, но это оказывается сегодня недостаточно. Разумеется, учебные заведения стремятся осуществлять нравственное воспитание, но результат в целом плачевный, в лучшем случае формально усваивают знание о принципах морали. Сегодня мы на таком этапе, когда дальнейшее движение и сохранение человечества требует не только нового Просвещения, но и принятия новой нравственности - то, что было допустимо в прошлом, недопустимо сегодня. Это должна быть сформулированная новая система регламентации, гарантирующая существование и развитие общества и природы. Императив нравственный должен тесно увязываться с императивом экологическим. Значение этой ценности в культуре трудно переоценить.
Нравственные ценности должны составлять фундамент общества, именно это свойство позволяет говорить о культуре как объективной реальности второго рода, если принять за объективную реальность первого рода природу.
Идея о том, что необходимо сформулировать новые экологические и нравственные императивы перед человечеством — весьма перспективна и она связана с задачей формирования новой экологической этики, которая включала бы в свою нормативную структуру проблемы защиты животных, окружающей среды. Эти новые тенденции приводят к осознанию того, насколько важна формулировка новых экологических и нравственных императивов, которые задают принципиально новые цели и философско-этическим размышлениям, и всей человеческой деятельности.

Черникова Р. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 189-191.

Hosted by uCoz