В начало
Якубина И. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Предметом настоящего исследования стала концепция социализации и идентичности, разработанная М.Мид. Анализируя феномен детства, М.Мид раскрывает особенности протекания первичной идентичности.
Как психологические, так и социальные факторы, по ее мнению, вносят свой вклад в раннее установление первичной идентичности, которая видоизменяется и расширяется социальными факторами по мере того, как ребенок развивается до полного созревания. Основа тендерной идентичности - это концепция "Я мальчик" или "Я девочка", обычно формируется ко времени, когда ребенок достигает 3-х летнего возраста и дальше ее очень трудно видоизменить. В случаях, когда биологический пол был неясен при рождении или были совершены ошибки при его определении, становится практически невозможно переустановить надлежащую идентичность позднее в детстве и юности. Вторичная тендерная идентичность может быть развита из первичной идентичности, так как сексуальное поведение может быть выбрано позднее в жизни, гетеросексуальные и гомосексуальные ориентации тоже развиваются позднее. Точно так же как концепция сексуальной роли индивидуума тендерная идентичность развивается на примере родителей, социальных основ и языка. Родители учат детей поведению, соответствующему полу, с ранних лет, и это поведение укрепляется по мере того, как ребенок становится старше и вступает в более обширный общественный мир. Так как ребенку необходим язык, он очень рано узнает разницу между он и она и понимает, что подходит "ему" или "ей".
Один из самых эмоциональных аспектов развития ребёнка это формирование его само-концепции или идентичности, его чувства "кто он" и "какое у него отношение к другим людям". Самая заметная тенденция в росте самосознания ребёнка - это сдвиг конкретных физических атрибутов к более абстрактным характеристикам. Это изменение очевидно в характерных чертах, которым дети придают особое значение, когда их просят описать себя. Маленькие дети от 4-х до 6-й лет оперируют такими характеристиками, как цвет волос, рост или их любимые занятия. Но, через несколько лет их описания смещаются к более абстрактным, внутренним или физиологическим качествам, включая их способности и умения по сравнению с другими детьми. Когда ребёнок достигает юности, он склонен определять себя индивидуальной особенностью его чувств, мыслей, убеждений — более чем просто внешними характеристиками.
Одна из наиболее ранних и главных категорий само-концепции, которая возникает в детстве, основана на тендере и называется сексуально-ролевая идентичность. Дети развивают рудиментальную тендерную идентичность к 3-х летнему возрасту, научившись классифицировать их самих| и других как особей мужского и женского пола. Они также начинают предпочитать занятия и роли, традиционно предписанные их полу. В 2 года большинство детей выбирают игрушки и занятия, которые подходят к сексуально-ролевым стереотипам, а в дошкольном возрасте они начинают] выбирать партнёров одного пола с ними для игр. Другой компонент самоконцепции касается расовой, этнической или религиозной группы, к которой принадлежит ребёнок. Один из важных процессов, служащих связующим звеном в самоконцепции ребёнка - это идентификация. Она подразумевает объединение ребёнком характеристик родителей и других людей путём освоения их внешности, отношений и поведения. Дети склонны идентифицироваться с теми людьми, к которым они эмоционально привязаны, и которых они считают похожими на себя тем или иным образом. Кажется, что они отождествляются более сильно с родителями. Они являются любящими или доминирующими и властными. Более чем 80% американских детей имеют одного или двух братьев или сестёр. Их присутствие может повлиять на развитие ребёнка. Родители склонны проявлять большее внимание к первенцу (при отсутствии других детей), и поэтому в последствии предъявляют к нему более высокие требования (как к старшему ребёнку). Из-за этого первенцы имеют тенденцию более тесно идентифицироваться с их родителями, соответствовать их ожиданиям, соглашаться с их ценностями, с авторитетом, чем их младшие братья и сестры.


Якубина И. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ДЕТЕЙ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 191-193.

Hosted by uCoz