В начало
Барсова Т. ОТ КОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСАЛИЗМА К НООСФЕРЕ И КОЭВОЛЮЦИИ

В самом широком смысле экология - наука о взаимодействии природы и общества. Сначала она изучала закономерности функционирования организмов в их связи со средой обитания, затем исследовала биосферу как единство живого и неживого, оставляя в стороне влияние техногенной деятельности человека. Сегодня она разрабатывает модели коэволюции человека и природы. Учения русских космистов могут служить методологической основой для этих разработок. Рассмотрим некоторые положения религиозно-философского и научного направлений космизма, исходящих из принципа всеединства и космического универсализма.
1 .Философы-космисты видели путь к всеобщему благу и гармонии человека с миром через всеединство. Историю рассматривали как богоче-ловеческий процесс, в котором человек реализует свое богоподобие, эволюционирует от природного человека к богочеловеку. (Соловьев).
Ученые-космисты (Вернадский, Циолковский) рассматривали эволюцию природы, ее направленное прогрессивное изменение, видели в ней внутреннюю цель. Жизнь на Земле мыслилась как результат космических излучений, т.е. как космический феномен.
2.Философы-космисты считали, что гармония и совершенство мира могут быть достигнуты в результате духовного единения человека с богом, погружения в божественную реальность, открытие бога в душе, преобразование себя.
Ученые-космисты гармоническое мироустройство считали результатом активной преобразовательной деятельности человека. Ноосфера, по Вернадскому, -сфера качественного преобразования человеком биосферы на началах разума и социальной справедливости, преобразование среды. Человечество становится не богочеловеческой, а геологической силой. Но "действует она в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого." См. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. МЛ 965, с. 185.
3. Философы-космисты в традициях всеединства мыслят Космос как духовную бесконечность, сверхрациональную реальность.
Ученые-космисты рассуждают о разумном Космосе, о звездных мирах, о причастности человека этому космическому разуму.
4.Философы-космисты в понимании единства человека и природы исходят из концепции целостного человека, который руководствуется единством знания ( эмпирического и теоретического) и веры. Для них ставка только на разум в деле совершенствования жизни неоправданна. Сам по себе разум, не будучи ограничен и дополнен верой, нравственностью, источник многих потрясений и зла.
Ученые-космисты иначе оценивают разум - как благо великое. А губительное вмешательство человека в природу от неразумия, утраты связи с космическим разумом. Космический разум - предельное основание бытия, а человеческий разум - его часть.
5. Понимание человека как богоподобного существа, смысл и назначение которого - в творческом самопреображении, в обожении жизни характерно .для религиозно мыслящих космистов.
Вернадский же смотрит на человека как творца ноосферы, основной целью этого процесса ставится задача преобразовать и одухотворить мир, окружающую природу прежде всего.
Несмотря на выявленные различия в оценках человека, Космоса, его места в нем, разума и т. д. русские космисты едины в том, что 1. человек внутренне причастен Космосу, природе. Их связь органична; 2.человечество едино как планетарная общность; 3. необходимо утвердить новое отношение человека к природе, основанное на единстве сознания и действия (внутреннего и внешнего). Космос издревле и восхищал, и притягивал, и пугал. Отношение к нему долгое время было созерцательным. Сегодня человек осознает не только свою зависимость от Космоса, но и сам влияет на него, что требует целостного видения мира; 4. Коэволюция означает совместное развитие человека и природы. Чтобы это было возможно, необходимо отказаться от антропоцентризма во имя антропокосмизма и осуществлять разумную регуляцию природы (совместное и согласное преобразование себя и природы); 5.Ноосфера сегодня -это во многом техносфера и управлять приходится не естественной, а технической реальностью. Поэтому ценностный императив должен смениться: не человек для техники, а техника для человека. Мне представляется невозможным решение экологической проблемы как глобальной без революции в сознании. Никакие безотходные и ресурсосберегающие технологии, ни наложение ограничений на некоторые виды деятельности и производства, ни благие призывы к более рациональному использованию ресурсов не изменят ничего в корне. Идеи антропокосмизма и культуроцентризма, т. е. приоритета культурных духовных ценностей перед ценностями потребления, материальными, идеи единства человека с космосом - должны стать фактом обыденного сознания. Но это легче сказать, чем достичь.
В любом случае спасение природы, космоса должно начинаться со спасения человека. Выделившись когда-то из природы, противопоставив себя ей, человек теперь должен вернуться к утраченному единству, но уже не с чувством страха и растерянности перед ее мощью, а с чувством благоговения перед ней, с чувством ответственности за происходящее в бытии. "Сознательная регуляция природы" (Н.Федоров) предполагает творчески-одухотворенную деятельность , управляемую проективным новым сознанием, нацеленным не на потребление природы, а на сотворчество с ней, отказ от зла эгоизма, свойственного всей природе, включая человека.

Барсова Т. ОТ КОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСАЛИЗМА К НООСФЕРЕ И КОЭВОЛЮЦИИ // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 193-195.

Hosted by uCoz