В начало
Продолжение

Устранение Петром соборных традиций лишало верховную власть сакральной составляющей, вновь сделало ее не объектом народного почитания, а целью борьбы политических партий и дворцовых интриг, закулисные решения проводились в жизнь силой дворянской гвардии. Со времен реформ Петра Земские Соборы, обеспечивавшие реальное единение царя с народом, были упразднены. Непосредственное обращение народных учреждений или отдельных лиц к императорской власти было строго зарегламентировано.
Петербург воспитал и взрастил в своем чреве, враждебных русской соборной традиции, либеральную интеллигенцию и чиновничью бюрократию - главных разрушителей исторической России. В результате реформаторской деятельности Петра I Россия пережила все беды, предшествующие смутному времени: кровь, террор, убийство наследника Престола, гонения на христиан, разграбление своего Отечества. Однако в сравнении со смутным временем XVII в., его польско-литовским иезуитско-католическим пленением и разорением Руси, а тем более со временем варварского татаро-монгольского ига, отбросившего Россию на несколько столетий назад, «революционная перестройка» Петра и иноземное протестантское нашествие XVIII в. носило внешне мирный характер и не принесло столько страданий русской земле, а в чем-то даже послужило делу просвещения в России.
Особенностью смутного времени XVIII века, протекающего в оболочке протестантской духовной агрессии, в том, что петербургский бюрократически-полицейский режим не только не воспитывал чувство русского национального самосознания, а, наоборот, всячески подрывал и усыплял его; это равным образом можно отнести и к народу, и к аристократии. Хотя причины такого охлаждения были разные: народ был придавлен тяжелым бременем крепостничества, а петербургская бюрократия и интеллигенция потому и отвергала русскую идею, что высшие слои петербургского общества были обильно пронизаны антинациональным элементом.
Формально девиз «Православие, Самодержавие, Народность» был произнесен устами графа Уварова во второй половине XIX в., но к тому времени «Православие», лишенное своего патриарха, оставалось под властью чиновников от церкви, «Самодержавие» императорского периода России более правильно было бы назвать западным абсолютизмом, а «Народность» на деле оказывалась привилегией национальных инородческих окраин.
В основе духовного разложения, экономической разрухи и политической нестабильности российской империи лежал кризис государственности России, который явился следствием кризиса русского национального и религиозного самосознания. Восстановление соборного единства русского народа возможно было лишь в случае, если бы русская аристократия и вся просвещенная часть общества стремилась восстановить соборное единство с народом. Но образованное общество - дворянство, интеллигенция, высшее офицерство, духовенство, государственные служащие и даже высшая придворная знать, включая членов императорского дома, оказались отделены от простого народа непреодолимой пропастью, и, стоя на позициях как либерализма, так и консерватизма, стали разрушителями русской соборности.
Смутное время XVIII века не завершилось на рубеже XX столетия соборным единением всего русского народа и подлинное преступление русской мысли состоит в том, что доныне не осмыслена губительность для соборного сознания подчинение русской жизни нормам протестантско-потребительской идеологии, не дана, лишенная идеологических пристрастий, историософская оценка императорской эпохи, и эти выводы через художественное слово не стали достоянием думающей России.
До сих пор не прекращаются попытки представить Февраль и Октябрь 1917 года роковым стечением случайных обстоятельств. Логика социально-политического анализа императорской эпохи России убеждает, что в результате реформ Петра I и вызванных ими недуга «синдрома Цезаря» в новой «магдебургской» упаковке, ставшего причиной очередного системного кризиса, приведшего к всевластию бюрократии и проведения ею антинациональной политики, скопились столь непримиримые противоречия, общество было настолько поляризовано, что императорская Россия обречена была пройти через революцию.
Основная причина кризиса российской имперской государственности начала XX века состояла в том, что тогда не удалось найти адекватную форму соборного устранения глубочайшей социальной поляризации российской империи, устранить накопившиеся за многие годы противоречия, примирить народную мечту с практикой имперской государственности. В утрате понимания русскими людьми XX века идеи русской соборности, природы самодержавия и сущности царской власти, губительности «синдрома Цезаря» и выразилось главное преступление русской мысли, на-, столько глубоко проникшее в ее толщу, что оно не изжито и до сих пор.
* * *
В настоящее время осуществляется очередная попытка «силовым» способом внедрить в России конституционную модель, списанную с французской, и насадить американский образ жизни. В том-то и дело, что "системные" рассуждения не решают главного. Последний крик моды у «системников» формула триады, подобная «уваровской» "православие, самодержавие, народность". В последней модификации искомая формула выглядит так: "духовность" без православия, крепкая власть без самодержавия, демократия без народности и т. д. И, как следствие, подмена понятий приводит к подмене основного содержания: Россия, не принадлежащая тому народу, который выстрадал, выпестовал и защищал свою Державу от всех внешних и внутренних врагов. Но они далеки от соборного духа, который присущ русской соборной парадигме.
Не нужно выдумывать "русскую идею". Она есть, она дана Творцом, выстрадана всей нашей героической историей. Это наша Православная вера и традиции русского правосознания. И если мы хотим спастись сами и спасти свое Отечество, мы должны обратиться к Творцу и возродить веру в силу нравственного начала. Чтобы спасти Россию, надо обратиться к отечественной науке, неразрывно связанной с Православием, которая не признается западной рационалистической наукой и нашими западниками, и предсказательная сила которой в состоявшихся прогнозах (в отличие от западных прогнозов) как раз и заключена в неразрывности с православным мироощущением. Достаточно вспомнить одного лишь К. П. Леонтьева, более ста лет назад предупредившего нас о трагедии 1917 года, и о Великой Отечественной войне, и об опасности слияния с прогнившим Западом, и об опасности, идущей с Востока, со стороны Китая.
«Леонтьевские» предвидения близки пророчествам апостолов, святых отцов и оптинских старцев. В этом наследии источник силы и надежды. Следуя этим путем мы сможем удержать Россию от окончательного разрушения, изжить синдромы «духовных эпидемий», развивающихся столетиями. Прежде всего, "Синдром Цезаря" - болезнь бездуховной власти или власти ущербного духа.
Уникальность советского общества, поглощенного ходом истории, состояла в том, что впервые в истории человечества была сделана столь глобальная попытка практически построить формы социального общежития целиком на основе априорных схем. Сегодня можно сказать, что изначальная слабость этих проектов заключалась, в частности, в игнорировании исторических традиций формирования элементов государственности всех больших и малых народов России и особенно русского народа, его духовно-нравственного идеала. Бесплодность попыток реформаторов управлять процессом заявленного перехода от социализма к капитализму путем указов и постановлений, вызвана провалом их стараний «напрямую» использовать чужеродные для российского менталитета и государственности «готовые» западные модели, эффективно сработавшие на другой социально-экономической и политической почве.
Современная наука многие десятилетия развивалась не просто на рационалистической основе, а в атмосфере воинствующего атеизма, хотя при этом все же оставалась связь нашей науки с русской соборной традицией, которая начинаясь от Хомякова и Н.Я.Данилевского представлена сегодня такими нашими современниками как В.И.Вернадский, А.Ф.Лосев и др. Если же говорить о реальном, существующим даже в сегодняшнее кризисное время, социально-экономическом потенциале России, то ей грозит опасность утраты своей геополитической роли, только в том случае, если не будет востребована, накопленная в тысячелетней российской и советской истории, инерция русского соборного начала, как неразрывной цепи цивилизационного процесса.
* * *
Рассматривая историю российской государственности, можно видеть, как неоднократно развивалась на Руси эпидемия «синдрома Цезаря», называемая Смутным временем или системным кризисом государственности, который имеет совершенно конкретные признаки: упадок нравственности в обществе и утрата православной традиции, что приводит к разрушению семьи и других социальных институтов; десакрализация Верховной власти, утрата уважения к носителю Верховной власти, бунты против нее и попытки захвата власти методами политического коварства или применением военной силы; превращение страны в арену столкновений противоборствующих партийно-политических и бандитских группировок; экономическое и политическое закабаление страны внешним и внутренним врагом (малый народ — в терминологии И.Шафаревича); размывание национальных нравственных идеалов и попытки пересадить на русскую почву иные идеи и социально-политические институты.
Преодолевались системные кризисы благодаря восстановлению духовно-нравственных идеалов народной жизни и православных традиций российской государственности, прекращения партийно-политического противостояния, возврат к подлинной законности и традиционных институтов российской государственности, пронизанной духом русской соборности. Окончательный выход из системного кризиса и преодоление смутного времени знаменует собой восстановление национального института подлинного народовластия - Земского Собора, как «гласа всея земли», сформированного на основе поземельно-сословного представительства, лишенного политической непримиримости. Только земский Собор соответствует традициям российской государственности, русского правосознания, народному религиозно-нравственному идеалу; позволяет эффективно разрешать современные российские межэтнические, межгрупповые, межсословные противоречия; уравновешивать центростремительные и центробежные тенденции, согласовывать интересы всех земель и сословий; способен остановить разрушительные процессы в государстве, осуществлять эффективное руководство национальной экономикой и позволит России занять достойное место в мировом сообществе.


Большаков В. РУССКОЕ СОЦИОЗНАНИЕ О «СИСТЕМНОМ КРИЗИСЕ» // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Экология человека в современном мире» 23-24 октября 2001 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып.4. / Ред. кол.: Г. П. Выжлецов, И. Ф. Игнатьева; НовГУ им Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2001. С. 199-208.

Hosted by uCoz